Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах
Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.
Модуль призван развивать у студентов гражданственность, патриотизм, лидерские качества, гражданскую солидарность и следование традиционным ценностям.
Дмитрий Земцов
«Цель “Обучения служением” заключается в бесшовной интеграции в образовательный процесс общественной деятельности, чтобы учебные дисциплины не только развивали студента профессионально, но и формировали его как личность с системой ценностей, этических и моральных принципов — гражданской ответственности, неравнодушия к судьбе общества и страны», — отметил проректор НИУ ВШЭ и один из авторов методических рекомендаций по внедрению модуля Дмитрий Земцов.
В рекомендациях говорится о том, как последовательно и системно внедрить новый модуль в образовательную практику. Акцент сделан на выстраивании эффективного партнерства образовательных организаций и их «социальных заказчиков» — НКО, фондов, органов власти, гражданских инициатив и проектов.
Для поддержки программы вузам предложили использовать ресурсы Ассоциации волонтерских центров. Это платформа ДОБРО.РФ, на которой с августа 2023 года некоммерческие организации, лидеры социальных проектов, социальные предприниматели и государственные учреждения смогут размещать «социальные задачи» для вузов, и сеть Добро.Центров.
Артем Метелев
«Ассоциация волонтерских центров располагает развитой инфраструктурой, которую можно эффективно использовать при внедрении нового курса. Ресурсные центры, Добро.Центры — это центры экспертизы, благодаря которым могут быть привлечены социальные партнеры вузов в регионах. Кроме того, мы со своей стороны предлагаем включать в систему мотивации и поддержки студенческих проектов федеральные возможности, такие, как участие лучших вузовских команд и проектов в Международной премии #МЫВМЕСТЕ с перспективой акселерации и доработки проектов, дополнительные ресурсы сервиса Добро.Навигатор, ведение электронной книжки волонтера, что позволит вести учет активности студента и получать надбавки к стипендии, и многое другое», — прокомментировал председатель Совета АВЦ, руководитель ДОБРО.РФ Артем Метелев.
Для вузов-участников программы по внедрению модуля 2 августа Минобрнауки проведет специальный вебинар. Университеты, которые пока не присоединились к проекту, могут направить заявку на участие в министерство или в Ассоциацию волонтерских центров.
«Высшая школа экономики готова оказывать поддержку университетам, которые присоединятся к пилотному старту реализации модели “обучения служением” в своих стенах. На базе Института образования НИУ ВШЭ мы совместно с АВЦ разработали специализированную программу повышения квалификации по внедрению методики в образовательный процесс, лаборатория “Молодежная политика” Вышки регулярно проводит тематические исследования и анализирует мировые практики», — подчеркнул Дмитрий Земцов.
Разработка и внедрение модуля «Обучение служением» в образовательные программы университетов с 1 сентября 2023 года ведется по поручению Президента РФ.
Вам также может быть интересно:
Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту
Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.
В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение
Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.
НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом
21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.
НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае
В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.
«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»
Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.
Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира
Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.
Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»
С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.
Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации
Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.
Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС
Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.