Центр ИИ Вышки помогает стране и Сберу развивать AI-технологии
Сбер оценил экономический эффект от сотрудничества с исследовательскими центрами в сфере искусственного интеллекта в 1,1 млрд рублей. Одним из партнеров Сбера с 2021 года является Центр ИИ Высшей школы экономики. Всего в рамках этого партнерства успешно реализовано 19 проектов.
Инвестиции Сбера в индустриальное партнерство с исследовательскими центрами искусственного интеллекта — Сколтехом, ВШЭ и МФТИ — составили 700 млн рублей за 2021–2023 годы. А достигнутый подтвержденный эффект для Сбера составляет 1,1 млрд рублей. До конца года Сбер ожидает увеличения эффекта по мере внедрения результатов. Об этом сообщил первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин в рамках Дня искусственного интеллекта на выставке-форуме «Россия».
Сбер и Вышка объединяют свои ресурсы и экспертизу для достижения общих целей в области ИИ. Центр ИИ НИУ ВШЭ не только внедряет новые технологии и решения на основе ИИ в различные бизнес-процессы партнера, но и способствует развитию инноваций и технологий в России.
В материале «Коммерсанта» об итогах сотрудничества Сбера с центрами ИИ отмечается, что результаты Центра ИИ НИУ ВШЭ не только применяются в решениях компании, но и уже внедрены в разработанный Сбером конструктор рекомендательных систем RePlay, который служит открытой библиотекой для разработчиков и исследователей. Это является важным шагом для дальнейшего развития этого AI-направления.
Обучение с подкреплением (Reinforcement Learning, RL) — это тип машинного обучения, который используется для решения задач, требующих долгосрочного планирования и принятия решений на основе опыта взаимодействия со сложными стохастическими средами (в которых есть случайность и неопределенность. — Ред.).
Алексей Масютин, руководитель Центра ИИ НИУ ВШЭ, подчеркивает, что сотрудничество со Сбером включает в себя такие приоритетные направления в области ИИ, как работа с большими языковыми моделями, диффузионными моделями, оптимальным транспортом, а также с алгоритмами обучения с подкреплением. «За прошлый год для Сбера и компаний экосистемы мы реализовали 9 проектов, лучшие из них были отмечены на R&D-дне Сбера в декабре. Один из таких проектов 2023 года заключался в создании передовых RL-алгоритмов, которые позволили бы существенно повысить качество рекомендательных систем. Результаты уже внедрены и доступны как модуль в открытом фреймворке Сбера», — рассказал он.
Алгоритмы, разработанные учеными НИУ ВШЭ для Сбера, точнее предсказывают интересы пользователей, ориентируясь на кумулятивную полезность, а не на сиюминутные реакции. Применение обучения с подкреплением открывает новые возможности для изучения различных сценариев взаимодействия с клиентами, что изменит подходы к разработке индивидуальных предложений и маркетинговых стратегий.
Сергей Самсонов
Сергей Самсонов, научный сотрудник Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ, поясняет, что методы на основе RL обладают улучшенной персонализацией. Они могут учитывать не только предпочтения пользователей, но и историю их взаимодействия с системой во времени, а также могут подстраивать под нее свои рекомендации. Кроме того, алгоритмы на основе обучения с подкреплением позволяют системе учитывать не только мгновенную реакцию пользователя на рекомендацию, но и долгосрочные последствия назначения той или иной рекомендации. Это позволяет строить более долгосрочные и таргетированные стратегии.
«В целом подход обучения с подкреплением позволяет более точно адаптироваться к потребностям пользователя, учитывать их изменяющиеся предпочтения и предлагать более релевантные рекомендации», — отмечает Сергей Самсонов.
Евгений Фролов
«Залогом успешности решения задачи по улучшению рекомендательных систем является наличие специальных знаний и опыта в предметной области, а также широкого кругозора в смежных научных дисциплинах, — говорит Евгений Фролов, старший научный сотрудник Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ. — В этом смысле наша команда занимает уникальное положение, поскольку объединяет специалистов высокого уровня, обладающих как фундаментальными знаниями в релевантных предметных областях, так и практическим опытом решениях задач, связанных с рекомендательными системами».
Вам также может быть интересно:
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»
С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.