• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательные инноваторы прошли через «трубу экспертов» и питч-сессии

В Москве завершилась летняя школа Конкурса инноваций в образовании, организованная Высшей школой экономики. В течение четырех дней под руководством экспертов ее участники дорабатывали свои проекты, чтобы в сентябре представить их потенциальным инвесторам на Международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch.

Конкурс инноваций в образовании (КИвО) проводится третий год, его основным организатором является Институт образования ВШЭ при поддержке партнеров, в числе которых Минобрнауки России, Агентство стратегических инициатив, Microsoft и другие. В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики стартапов в сфере образования или команды разработчиков до шести человек. Стартап может находиться на начальной стадии, но авторы должны показать, что в их проектах есть нечто большее, чем абстрактная идея.

В этом году на конкурс было подано более 700 заявок, из которых жюри — около 100 экспертов в образовании, бизнесе и других областях — отобрали 30 полуфиналистов. Оценивалась новизна проектов, целесообразность, возможность тиражирования, жизнеспособность и другие факторы. 28 полуфиналистов приехали на летнюю школу — им оплатили проезд и проживание. «Отбирать полуфиналистов на этот раз было очень трудно, — говорит директор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин. — Слабых проектов намного меньше, чем в предыдущие годы».

Традиционно проекты, поданные на конкурс, можно разделить на две группы — связанные и не связанные с IT, отмечает директор КИвО Диана Королева. В этом году увеличилось число проектов, связанных с применением мобильных технологий школьниками. Еще одна возможная классификация — проекты, предложенные представителями сферы образования (учителями, преподавателями вузов, управленцами), и теми, кто работает за рамками системы. «Развитие несистемных проектов — тоже важная тенденция, — считает Диана Королева. — Многие идеи не попадают под «купол» традиционного образования, и инноваторы сами находят ниши, где могут реализовать свои идеи».

Инновации в образовании — это специфическая область, с которой нужно отдельно работать, они не вписываются в общую логику инновационных проектов

Перед участниками летней школы выступили известные эксперты сферы образования, в том числе профессора Вышки Исак Фрумин, Сергей Филонович, Константин Ушаков, профессор Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша. Представители бизнеса — компаний «Яндекс», «Microsoft», «Skyeng» — рассказали о продвижении инновационных проектов в образовании, победители КИвО прошлых лет — Диана Колесникова и Айрат Багаутдинов — о роли конкурса в развитии их собственных проектов.

Все участники финала прошли через так называемую «экспертную трубу», поочередно представляя свои проекты группам экспертов из четырех областей (бизнес, проджект-менеджмент, пиар и образование) и тут же получая от них советы и комментарии. А на питч-сессиях они учились кратко и структурированно представлять свои проекты потенциальным инвесторам.

Конкурс в очередной показал, что инновации в образовании возникают не только и не столько с подачи государства или с его участием, считает Александр Сидоркин. «Инновации в образовании — это специфическая область, с которой нужно отдельно работать, они не вписываются в общую логику инновационных проектов, — добавляет он. — Тем не менее на этом поле много игроков, в их числе студенты и преподаватели вузов, сотрудники частных компаний, представители общественных организаций, родители. Их талант, их инициативы — мощный источник для развития образования в России».

По результатам полуфинала на этой неделе будет объявлен список финалистов, которые представят свои проекты на конференции EdCrunch 11 сентября (вход на финал свободный, точная информация о месте и времени проведения будет размещена на сайте kivo.hse.ru). Победитель конкурса, как обычно, получит тревел-грант в любую страну мира и помощь в организации переговоров с инвесторами.

Своими впечатлениями делятся участники полуфинала КИвО-2016.

 

Максатбек Абдуназар уулу и Азиза Аширалиева, Москва, проект «Билим»

Мы представили на конкурс социально-образовательный проект «Билим» (в переводе с кыргызского — «знание»), который помогает детям мигрантов адаптироваться в русскоязычной среде. Проект запущен в сентябре прошлого года — мы готовим к обучению в детских садах и школах детей, которые не говорят на русском языке. Подготовка не только языковая, но и психологическая, социально-культурная: в течение пяти месяцев дети занимаются с преподавателями, посещают музеи, играют в футбол во дворе с русскоговорящими сверстниками. Преподаватели у нас двуязычные — говорят на русском и кыргызском или на русском и узбекском.

Мы хотели бы получить грант, чтобы разработать технологию обучения таких детей, и на конкурс пришли за экспертизой наших идей. Еще нам нужны помещения — пока мы снимаем только небольшой офис на Полянке, а хотелось бы вести занятия в нескольких местах. Общались здесь с директорами московских школ, они с интересом нас слушали и благодарили, ведь для московского образования обучение детей мигрантов — огромная проблема, которую пока не удается решить в полной мере.

 

Василий Новиков, проект InstaQuiz, Санкт-Петербург

На конкурс наша команда представила веб-сервис, который позволяет лектору в режиме реального времени взаимодействовать с аудиторией, проводить опросы, делать выводы, насколько студенты усваивают материал. Чтобы сервис работал, студентам достаточно зайти на его сайт со своих смартфонов, и они тут же получают доступ к тестам, опросам, которые преподаватель активизирует во время занятия. А после занятий программа анализирует данные, полученные от аудитории, и дает преподавателю рекомендации по дальнейшей работе, обычно в подобных сервисах такого нет.

Оригинальность проекта еще и в том, что не нужно ничего устанавливать и скачивать, работать с веб-сервисом можно везде, где есть Интернет. Не нужны пульты и специальные устройства, сервис дешев и функционален. Я сам применял его в работе (преподаю в ИТМО), и на основе полученных данных сразу было видно, у кого из студентов возникают проблемы.

Сейчас наша задача — сделать работоспособную версию продукта для рынка, и нужны мнения его потенциальных пользователей. На КИвО мы пришли, чтобы найти партнеров — учителей, преподавателей, директоров школ, понять их ожидания и соответственно адаптировать наш сервис.

 

Надежда Федотова и Ольга Филиппова, проект EdDesign, Москва — Санкт-Петербург

Мы работаем в финской компании, которая занимается архитектурным дизайном, у нее филиалы в Москве и Питере. Основываясь на своем опыте, мы решили создать портал, посвященный дизайну школ и интерьерным решениям.

На этом портале мы хотели бы собрать информацию о решениях в области дизайна школ, о проектах, реализованных в Росси и за рубежом, создать базу проектировщиков, архитекторов, разместить нормативные документы, примеры лучших архитектурных решений со всего мира. Было бы интересно собрать примеры решения проблем, которые возникают при проектировании школ и связаны, например, с жесткими нормативами.

На этой площадке смогут находить друг друга, с одной стороны, поставщики услуг, с другой — потребители. Например, школа строит новое здание, и ее учредитель или будущий директор, зайдя на портал, сразу увидит, кто может спроектировать здание, какие выбрать полы и прочее.

Общаясь с экспертами на полуфинале, мы поняли, что проект интересен, в нем есть потребность. Нам посоветовали начать его без стартового капитала, так что если мы сразу не найдем инвесторов, прототип сайта, наверное, сделаем сами.

 

Андрей Антонов, проект «Роботы идут в школу», Волгоград

Сейчас в школе развивается робототехника, обсуждается вопрос об ее включении в обязательную программу, и наш проект дает на него ответ.

На рынке образовательной робототехники представлены в основном конструкторы — например, «Лего», но они дороги, содержат множество деталей, которые часто теряются, и работа с ними требует высокой квалификации преподавателя. Для кружков робототехники таких преподавателей хватает, а где их взять для массовой школы? Поэтому мы предлагаем альтернативу — миниатюрных роботов, вандалоустойчивых, которых не нужно собирать. Робототехнику можно включить в курс информатики, и, если методика будет простой, учителям даже не придется проходить переподготовку. Наших роботов можно использовать для обучения программированию, и занятия с ними будут увлекательными и интересными.

Как технологически реализовать проект, мы понимаем, но нужны партнеры, которые смогли бы разработать методику обучения и внедрить ее в общеобразовательные школы. Надеемся, что КИвО нам в этом поможет.

 

Алена Никитина и Евгений Бякин, проект Teachmehow.com, Екатеринбург

Teachmehow.com — это портал, где человек может поделиться своим профессиональным или иным опытом или, наоборот, узнать об опыте других. Например, если вы стартапер и пока ничего не понимаете в инновациях, на портале можно будет найти того, у кого есть опыт в этой сфере, кто совершал ошибки и находил решение проблем, и он с вами поделится своими знаниями. Если вы журналист, то вас, наверное, интересует опыт журналистов по какой-либо теме из других стран, вы найдете их на портале и пообщаетесь.

Пока портал не начал работать, это всего лишь идея, и сейчас мы оцениваем ее перспективы. Первоначально предполагали, что портал будет о бизнесе, а теперь хотим расширить тематику вплоть до редких профессий. Первоначально мы хотим набрать подписчиков в соцсетях — за первые две недели к нам присоединились около 150 человек, а затем, наверное, создадим сайт. Возможна коммерциализация проекта — например, VIP-менторы могли бы получать деньги от пользователей за свои консультации.

Пройдя через «трубу экспертов», мы получили множество полезных замечаний, честно их записывали и не обижались. Понравилось, что никто не задал вопрос, где мы возьмем деньги, — наверное, профессиональные инвесторы в таких случаях сами видят источники финансирования и мыслят в нашей системе координат.

 

Елена Пухомелина и Наталья Чернышова, проект «Медиатрейлер», Москва

Мы вместе учимся в Вышке на магистерской программе «Доказательная образовательная политика» и на конкурс представили проект передвижной медиашколы. Это передвижная лаборатория, с помощью которой дети за один день могут ознакомиться с основами нескольких медиа-профессий — телерепортера, режиссера и других. Дети учатся снимать фильмы, работать с презентациями и вообще пользоваться любыми медиа, которые нас окружают и которые очень интересны современным школьникам.

Далеко не все учителя могут проводить такие занятия, а мы можем, причем всякий раз в новой школе, есть примеры, когда мы даже выезжали в регионы. Учителям мы предлагаем выполнять аналогичные задания — одновременно с детьми, но в другой аудитории, и это их очень увлекает. Мы не предлагаем школе купить оборудование, часть техники привозим с собой, а гаджеты у всех детей есть. В перспективе мы хотели бы создать сетевые ресурсные центры в регионах.

В КИвО нам предложил поучаствовать руководитель нашей магистерской программы Петр Сафронов. Мы ведь много всего изучали о проектах и исследованиях, а тут появилась возможность представить свой проект экспертам и найти инвесторов. Нашим проектом заинтересовались представители «Microsoft», «Сбербанка» и директора школ, от которых мы уже получили приглашения.

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.