Бизнес малый, задачи большие
"Доступность финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса" — так звучала тема совещания, проведенного 10 февраля в Высшей школе экономики.
В обсуждении приняли участие депутаты фракции "Единая Россия" Государственной думы РФ, руководящие работники Минэкономразвития РФ, видные экономисты, представители банковского и бизнес-сообществ, ученые Вышки, в том числе первые проректоры Лев Якобсон и Леонид Гохберг, проректоры Андрей Клименко и Андрей Яковлев.
Вопрос о положении и развитии малого и среднего бизнеса является одним из ключевых вопросов экономического развития России, сказал, открывая совещание, его сопредседатель, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. Сейчас, в условиях финансово-экономического кризиса, важно найти оптимальные пути поддержки малого и среднего бизнеса, прежде всего его обеспечение финансовыми ресурсами. Эта первоочередная задача встает сейчас, в период кризисного спада экономики, перед правительством России, всем экономическим сообществом. "Кризис всегда отвлекает внимание государства от малого и среднего бизнеса, поскольку основные экономические риски, перерастающие в риски социальные, связаны с крупными предприятиями, с положением наших крупнейших компаний, сделавших крупные заимствования за рубежом, — сказал г-н Кузьминов. — И все внимание концентрируется на спасении, как их называют, "капитанов экономики".
Но нынешний кризис, продолжал ректор, имеет еще одно измерение. "Это возможности, которые создаются связанным с кризисом ужесточением условий существования предприятий, для тех масс предпринимателей и работников малых и средних предприятий, которые пребывают в стабильном состоянии, но часто не имеют возможности войти в более плотную экономическую среду, увеличить свои объемы деятельности". А для малого и среднего бизнеса есть "неожиданные возможности для выхода на новые рынки, для принятия участия в конкуренции в самых разных секторах. Это связано и с улучшением условий конкуренции для отечественных производителей, естественно появившихся в результате изменения соотношения рубля к основным валютам". Но одновременно это и "время большого риска для малого и среднего бизнеса, определяемого традиционными факторами, например нехваткой кредитных ресурсов и ресурсов для развития, и рисков, связанных с трудовыми отношениями, которые в кризисный период будут претерпевать существенное изменение".
Сопредседатель совещания, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по науке и наукоемким технологиям Андрей Кокошин передал участникам совещания пожелания успешной работы и плодотворных дискуссий от председателя Госдумы РФ Бориса Грызлова. В особом внимании, сказал он, нуждаются в настоящее время предприятия наукоемких отраслей, без которых трудно представить себе будущее России и ее экономики. Но в целом необходимо выработать такой механизм финансирования деятельности малого и среднего бизнеса, который отвечал бы интересам предпринимателей, работающих в разных секторах отечественной экономики. По итогам совещания желательно выработать ряд конкретных предложений, которые будут представлены руководству фракции "Единая Россия", а затем предложены правительству, Центробанку РФ для того, чтобы обеспечить не просто выживаемость среднего и мелкого российского бизнеса, но и ясно обозначить перспективы его развития.
С докладом перед участниками совещания выступила статс-секретарь, заместитель министра экономического развития РФ Анна Попова. Именно малый и средний бизнес "может сегодня стать своего рода "подушкой", которая смягчит последствия кризиса для реального сектора". Поэтому в рамках антикризисной программы правительство столь большое внимание уделяет поддержке малого и среднего предпринимательства. "С 1-го июля 2009 года, — сообщила докладчица, — вступит в силу новый федеральный закон, который существенно снизит административную нагрузку на малый бизнес". По тринадцати видам бизнеса, в том числе по торговле, предоставлению гостиничных услуг, общественному питанию, то есть там, где традиционно высока доля малого бизнеса, "мы законодательно вводим обязательный уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, существенно сокращаем периодичность и количество контрольных и надзорных мероприятий по малому бизнесу, что призвано способствовать созданию более благоприятной и комфортной среды для развития малого предпринимательства и снижать издержки на ведение этого бизнеса".
Андрей Кокошин и Анна Попова |
Специальным постановлением правительства, как сообщила А. Попова, увеличены размеры лотов. Сейчас лот на специальных торгах для малого бизнеса установлен в размере 3-х миллионов рублей. Сегодня, после консультаций с "Опорой России", которая провела специальное изучение вопроса в десяти регионах, решено "поднять размеры этого лота до 15-ти миллионов рублей, что позволит малому бизнесу чувствовать себя комфортнее на конкурсах, аукционах на госзаказ". Существенный момент состоит и в том, что "мы стимулируем развитие аукционов для участия малого бизнеса в госзаказе". По данным Росстата, именно при аукционном принципе размещения госзаказа значительная часть малого бизнеса и выигрывает контракты. За 2000-й год доля малого бизнеса в аукционах составила больше 21,8%, а на конкурсах эта доля значительно меньше. Внедряется электронный принцип аукционов. "Ведь именно когда стирается грань между лицом, участвующим в госзаказе, и лицом, его размещающим, создаются наилучшие условия для конкуренции". Уже принята специальная норма закона, закрепляющая и развивающая электронный принцип размещения госзаказов. Существенным заделом для развития малого и среднего бизнеса является гособоронзаказ. На рассмотрение в правительство внесен проект федерального закона, который распространяет на закупки, осуществляемые естественным монополиями, — речь идет о больших объемах закупок — нормы ФЗ-94, в том числе и нормы закона о госзакупках, предусматривающие обязательное размещение среди субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов естественных монополий. Все перечисленные шаги в совокупности с уже принятыми и принимаемыми решениями дадут возможность малому бизнесу получить заказы более чем на триллион рублей. А это будет способствовать стимулированию спроса на продукцию малых компаний.
Немаловажной является и имущественная поддержка малого предпринимательства. Недавно был принят федеральный закон, предусматривающий преимущественное право предоставления помещения для малого предпринимательства, напомнила А. Попова, и "мы внимательно следим за тем, как выполняются на практике нормы этого закона". Начато формирование регионального и муниципального перечней имущества для его предоставления субъектам малого предпринимательства. "Как только в такой перечень попадает объект имущества, он должен предоставляться исключительно субъектам малого предпринимательства и исключительно на долгосрочной основе. Многие регионы уже принимают у себя льготный порядок предоставления в аренду такого имущества", — заявила г-жа Попова. Нужно, чтобы и федеральное имущество предоставлялось в арену субъектам малого бизнеса на льготных условиях.
Коснувшись вопроса налогообложения малого и среднего бизнеса, А. Попова напомнила, что предпринят ряд законодательных инициатив в этой области, в частности расширены возможности для патента для тех, кто находится на патентной системе налогообложения. "Но в то же время нам не удалось принять решения о существенном повышении порога по упрощенной системе налогообложения, — прямо признала статс-секретарь Минэкономразвития РФ. — Надо признать, что 2008-й год по мерам, направленным на поддержку малого бизнеса в области снижения налогообложения, был годом неудачным, но в 2009-м году мы будем работать в этом направлении".
Минэкономразвития РФ проводит тщательный мониторинг того, как крупнейшими банками с государственным участием осуществляется кредитование реального сектора. "Картина здесь не очень утешительная. Если говорить конкретно о малом бизнесе: за первое полугодие 2008-го года рост кредитов малому бизнесу составил 31%, за второе полугодие этого же года он составил 2%, но характерно, что за ноябрь — декабрь по всем кредитам по десятку банкам, которые мы мониторим, кредитование малого бизнеса уменьшалось. Причем объем кредитов малому бизнесу по крупнейшим шести банкам снизился с 853 млрд. рублей на 1-е ноября 2008-го года до 795 млрд. рублей — на 1-е января 2009-го года". Но одновременно произошло повышение процентной ставки по кредитам, которая сейчас уже больше 20%, а на 1-е января 2008-го эта ставка составляла 12%, то есть практически произошло ее увеличение в два раза. Понятно, что в период кризиса банки прежде всего перестают кредитовать малый бизнес, что вызвано объективными причинами. Поэтому необходимы меры государственной поддержки, направленные на стимулирование этого кредитования.
"Не могу не сказать о государственной программе поддержки, принятой "Внешэкономбанком", — отметила в этой связи замминистра. — Недавно на его наблюдательном совете был одобрен порядок и принято решение о дополнительной капитализации банка для реализации специальной программы, нацеленной на кредитование малого бизнеса". Предусмотрено и рефинансирование небанковской системы поддержки малого бизнеса. "Это очень серьезная мера, необходимо поддерживать не только банки, но и те субъекты, которые оказывают финансовую поддержку малому бизнесу. Это система микрофинансовых организаций и кредитной кооперации". Чтобы эта система адекватно регулировалась и развивалась, необходимо в ближайшее время принять два федеральных закона — закон о внутрифинансовых организациях и закон о кредитной кооперации. На недавнем заседании правительственной комиссии по малому бизнесу под председательством вице-премьера И. Шувалова одобрены концептуальные нормы двух этих законопроектов и поручено в приоритетном порядке обеспечить принятие этих законов. Что касается субординированных кредитов, то принято решение, что такого рода кредиты будут предоставляться банкам при условии, если они будут осуществлять кредитование реального сектора, в том числе малого бизнеса.
Что касается федеральной программы поддержки малого предпринимательства, то, несмотря на серьезное секвестирование бюджетных расходов, принято решение об увеличении более чем в два с половиной раза этой программы — с 4 до 10,5 млрд. рублей на 2009-й год. Одним из существенных элементов этой программы в текущем году является предоставление грантов начинающим бизнесменам, что призвано содействовать стимулированию малого предпринимательства и помогать тем, кто оказался в трудной ситуации, но все же хочет начать собственное дело. Важным в этом плане является и создание гарантийных фондов.
Сергей Борисов |
С. Борисов поделился тем, как предприниматели оценивают финансовую поддержку, оказываемую им прежде всего по линии федеральной программы поддержки малого бизнеса, на которую за три предыдущих года было выделено более 12 млрд. рублей. "Мы не знаем, сколько субъектов малого бизнеса реально получили помощь за прошлые годы и сколько ее получит, — заметил С. Борисов. — Но по регионам предприниматели называют цифру менее 1%! К сожалению, мы все чаще сталкиваемся с тенденциями, когда не у всех имеются равные возможности доступа к этой программе. На местах процветает "своизм", местные власти отличают своих любимчиков, афилированные или каким-то образом скрытые структуры, и выделяют средства прежде всего таким вот счастливчикам. Все больше чувствуется метастаз коррупции, откатов за право подключиться к этой программе, налицо незаинтересованность местных органов самоуправления в расширении программ малого бизнеса. То есть выходит, — подчеркнул докладчик, — что получение большего объема финансовых средств от государства для них является ярмом и означает тяжкий труд, поскольку штат их сотрудников не увеличивается, зарплаты не растут, и цвет лица у них, говоря образно, "меняется в синеву". Это ненормально, и необходимо срочно вводить единые стандарты, которые позволили бы мотивировать местные власти к расширению программ поддержки малого бизнеса.
Что касается программы Российского банка развития — РосБР, то за четыре года в рамках этой программы предоставлено 6 тысяч кредитов, "хотя это тоже крохи, если учесть, что в стране примерно 1,3 миллиона субъектов малого бизнеса, зарегистрированных в качестве юридических лиц, и где-то три миллиона — индивидуальные предприниматели без такого статуса". Иными словами, о массовой поддержке малому бизнесу говорить не приходится.
Сегодня, и особенно в условиях кризиса, нужна помощь прежде всего инновационным, импортозамещающим предприятиям. Сейчас уже муниципалитеты совместно с предпринимательским сообществом в пилотном режиме определяют те предприятия, которые могут производить импортозамещающую продукцию, и это должно стать сигналом, ориентиром для банков. Необходимо синхронизировать две упомянутые программы, не собирать под их крышей всех желающих, а действовать в рамках упомянутых приоритетов. Очень важно поддержать микрофинансовые организации, региональные банки, формировать среду малых и средних банков, которые специализируются на поддержке малого и среднего бизнеса.
Г-н Борисов сослался на экспертов ГУ-ВШЭ, которые, по его словам, "давно определили, в каком поле работает легально малый бизнес. Сейчас эта цифра приближается к 60%, а лет пять назад она была в районе 20%, все остальное было черным и серым рынком". При этом "мы сетуем, что кредиты малому бизнесу не достаются, на сегодняшний день это действительно серьезная проблема. Но по нашим данным в кредитах нуждаются и получают их 36% субъектов малого бизнеса. Из них 21% — это юридические лица и 15% — физические лица. А как помочь остальным 64%?"
Конечно, очень может помочь госзаказ, о котором, однако, знают 12—15% субъектов малого бизнеса, а остальные просто не в курсе того, что дает государство бизнесу. Нужна поэтому популяризация и федеральной программы, и госзаказа. Важен и оборонный заказ. "Но оказывается, на пути малого бизнеса в оборонный заказ стоит очень архаичная система лицензирования тех предприятий, которые поставляют изделия для оборонки, даже если это простая заклепка!"
Коснувшись темы налогообложения, С. Борисов заметил, что "ОПОРА России" ставила вопрос о том, что лучше не раздавать деньги, доходящие до малого бизнеса по одному проценту, а сделать так, чтобы не "задирать" средства малому бизнесу. Он напомнил аудитории: 20-го ноября 2008-го года В.В. Путин на съезде партии "Единая Россия" в интересах снижения фискальной нагрузки на малый бизнес внес предложение дать регионам право снижать налоговую ставку в рамках упрощенной системы налогообложения, т.н. "упрощенки", на 10 процентных единиц с 15% до 5%. "Но это дело было отдано на откуп субъектам Российской Федерации, что в какой-то степени стало лакмусовой бумажкой для субъектов. Я хочу сегодня доложить, как выполняют наказ лидера партии и главы правительства наши регионы. Девять регионов приняли решение о снижении ставки, как правило, до 5%, в Саха-Якутии и Ростовской области — до 10%, причем в Ярославле приняли решение снизить ставку по "упрощенке" до 10% для работающих по патенту. А по патенту в Ярославской области работает 13 предпринимателей! Вот какой подарок! Сейчас 31 субъект рассматривает возможность снижения этой ставки, и 18 субъектов этот вопрос вообще сняли с повестки дня… Это абсолютно ненормальная ситуация, и я прошу представителей фракции "Единая Россия" внимательно посмотреть, как все же члены партии выполняют наказ ее лидера", — с возмущением воскликнул С. Борисов.
Он сообщил, что сейчас открывается интернет-сайт "ОПОРА-кредит", на котором предприниматели будут получать всю информацию, в том числе и по кредитам. Г-н Борисов констатировал, что серьезным препятствием на пути развития малого предпринимательства являются административные барьеры, "когда каждый двадцатый заработанный рубль отдается чиновнику за преодоление барьера". Это резерв, с которым надлежит еще работать. В качестве примера он привел опыт Сингапура, где, по его словам, "на каждом участке, в каждом территориальном подразделении имеется свой мини-ВВП. Если он растет, то растет зарплата чиновников, если падает, то соответственно снижается и зарплата чиновников. Вот если ввести такую систему в России, то тогда чиновники будут совсем по-другому относиться к предпринимателям, ибо они будут сидеть с ними в одной лодке и будут нацелены на единый успех".
В заключении С. Борисов подверг критике решение о сокращении на 15% финансирования Фонда малых предприятий в инновационной и научно-технической сфере, что недопустимо в условиях, когда именно от развития инновационной экономики зависит будущее России.
Затем на совещании начались выступления. Тон дискуссии задал декан факультета социологии Вышки Александр Чепуренко. "Когда мы все время говорим про малое и среднее предпринимательство, то это, как мне кажется, примерно то же самое, как говорить про среднюю температуру по больнице, — сказал он в частности. — Сейчас, в условиях кризиса, нам следует выделить целевые группы, с которыми надо и работать по-разному, исходя из их разных возможностей и потребностей, и соответственно с разными запросами финансовой поддержки". Во-первых, речь идет об инновационных предприятиях, во-вторых — о менеджерах предприятий, оставшихся без работы, и в третьих — о малых и средних предприятиях с длительным циклом производства. "И когда мы говорим о мерах финансового содействия, то эти группы надо четко выделить, определить их приоритеты и исходя из этого более четко прописать меры поддержки". По мнению профессора Вышки, прежде всего следует поддерживать наиболее уязвимые и наиболее перспективные группы малого и среднего бизнеса. При этом надо учитывать, что разные группы этого бизнеса нуждаются и в принципиально разных механизмах финансовой поддержки.
Слово взял Я. Кузьминов, который отметил, что важно наметить конкретные меры, касающиеся обеспечения малого и среднего бизнеса финансовыми ресурсами, причем речь идет не обязательно о кредитных средствах, но и о самофинансировании. Главное — выработать оптимальные механизмы доведения кредитных ресурсов до адресата, до малого и среднего бизнеса.
Своими соображениями на этот счет поделился исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Владимир Киевский, отметивший, что малые и средние предприниматели, по данным исследований АРБ, относятся к числу самых надежных заемщиков, и невозврат кредитов с их стороны достигает максимум 1,5%. АРБ заинтересована в том, чтобы сохранить таких заемщиков, работать с ними на перспективу, а не только в условиях нынешнего кризиса. Но сейчас им трудно. Поэтому 5-го февраля в АРБ было проведено заседание комитета по малому бизнесу с участием представителей ряда банков, вырабатываются меры и обобщается опыт работы банков по реструктуризации задолженности. Это необходимо для того, чтобы сохранить надежного заемщика и экономику малого предпринимательства. Г-н Киевский высказался также в поддержку малых банков, играющих большую роль в развитии малого предпринимательства.
Председатель правления Российского банка развития Сергей Крюков считает, что следует шире использовать региональную сеть банков, потому что, как правильно было отмечено, 90%, а где-то 99%, а где-то и все 100% активных кредитных операций в такого рода банках приходятся на малый бизнес при том, что эти банки отлично знают своих заемщиков. Старший вице-президент Внешторгбанка Андрей Киселев сказал, что сегодня значительная часть господдержки, которая проходит по каналам ВТБ, действительно направляется предприятиям крупного бизнеса. Он согласился с мнением А. Чепуренко о том, что сегодня, говоря о финансировании малого и среднего бизнеса, надо говорить о каких-то целевых сегментах, а если говорить о предприятиях, то "правильнее было бы выделить в регионах социально значимые предприятия, или предприятия, потенциально являющиеся производителями импортозамещающей продукции, или же предприятия, которые могли бы участвовать в госзаказе". Что касается вопросов инновационного финансирования, то эта область требует особого внимания, но "для венчурного финансирования существуют специальные инструменты, и в данном случае для банков трудно найти аргументы участвовать в рискованном финансировании, потому что это несколько иной финансовый инструмент других участников рынка".
Член Правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24 Сергей Сучков согласился с тем, что в объемах портфелей ведущих банков в последние месяцы происходит определенная стагнация, но портфель ВТБ, несмотря на эту печальную динамику, все-таки растет. Для того чтобы преодолеть эту негативную динамику, банки, по его мнению, должны активнее использовать существующие сегодня формы господдержки, в том числе гарантийные фонды, которые хорошо себя зарекомендовали в 2008-м году (хотя, к сожалению, объемы, выделяемые на работу этих фондов, да и само их количество крайне пока незначительны), и осваивать новые сегменты, "или, если так можно сказать, подсегменты кредитования малого бизнеса". К таким новым сегментам прежде всего относится микрофинансирование.
Исполнительный вице-президент АРБ Анатолий Милюков особо указал, что в настоящее время главными факторами, которые сдерживают развитие бизнеса, являются "курсовая политика, инфляция и процентная политика". И самым, по его словам, "убийственным для малого бизнеса является политика процентных ставок. Ибо сами же банкиры сегодня говорят, что они вынуждены убивать клиента своей процентной ставкой. Да и как может прожить малый бизнес при процентной ставке 25—30 процентов?!" Поэтому данный вопрос применительно к малому бизнесу следовало бы "перевести на ручное управление".
Своими соображениями по существу высказанных предложений поделились заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Игорь Игошин и вице-президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Затем слово вновь взял Я. Кузьминов, предложивший провести еще одно совещание-семинар, на котором были бы обсуждены проблемы инновационного малого бизнеса. Вопрос об инновациях не менее важен, чем проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, и заслуживает, по мнению ректора ГУ-ВШЭ, самостоятельного обсуждения. Такой семинар, после того как высказанные на сегодняшнем заседании предложения и выступления будут разосланы его участникам, обдуманы и изучены, можно было бы провести в ближайшее время. Это предложение ректора Вышки нашло поддержку участников совещания.
Коснувшись некоторых итогов форума, А. Кокошин подчеркнул, что на основании высказанных предложений и замечаний будет составлен перечень конкретных мер, которые могли бы рассмотреть и принять правительство РФ, Центробанк и бизнес-сообщество. Об итогах совещания будет доложено и руководству Госдумы РФ. Весьма важным, по мнению А. Кокошина, было соображение о судьбе малых банков и получении ими соответствующих ресурсов для работы с малым бизнесом в регионах. "Об этом мы будем специально говорить с депутатами Госдумы из регионов", — заметил он. По его словам, достигнуто продвижение в деле подготовки модификации ФЗ-94, который обеспечивал бы дополнительные возможности для малого и среднего бизнеса, и особенно в ситуации иностранной конкуренции. "Пока большинство коллег считает, что те положения, которые имеются в этом законе, создают практически неравные условия для нашего отечественного производителя по сравнению с мощью западных компаний, совершенно свободно действующих на российском рынке", — сказал г-н Кокошин. Если же говорить с точки зрения перспектив предстоящего совещания, то надо отойти от представления, что в России малый и средний бизнес — это только сфера услуг и производство сравнительно простой продукции. Малый и средний бизнес — это и лазерная техника, это электронно-вычислительная техника. Малые и средние предприятии, "выросшие из российского оборонно-промышленного комплекса, из РАН, из вузовской науки, сегодня гораздо более инновационны и динамичнее многих крупных государственных предприятий. Эти предприятия, прошедшие через тяжелейшие испытания и доказавшие свою дееспособность, необходимо всячески поддерживать", — полагает А. Кокошин.
Подытожил дискуссии Я. Кузьминов. Сегодня, отметил он, все участники совещания были единогласны: ключевой вывод состоит в том, что важна не только проблема кредитования, но и "проблема организации самофинансирования, проблема высвобождения собственных финансовых ресурсов малого и среднего бизнеса для финансирования своих проектов". Главный вывод совещания: назрела острая необходимость в принятии решения о снижении налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. И, конечно, нужна более интенсивная инновационная активность российских предприятий. "Сейчас только 10% российских предприятий являются инновационными", — привел справку Л. Гохберг в ответ на вопрос ректора. "При такой инновационной деятельности России будет трудно создать нормальную экономику", — прокомментировал эту цифру ректор. В этих условиях тем более актуально решение о проведении в стенах Вышки аналогичного совещания по проблемам инновационной деятельности малого и среднего бизнеса.
Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Виктории Силаевой
Вам также может быть интересно:
Инфляция «съедает» обороты несетевых ритейлеров
Несетевые ритейлеры лучше других представителей малого бизнеса переживают экономические трудности. Рост издержек и снижение спроса влечет за собой сокращение их маржи и, как следствие, прибыли. Усугубляет ситуацию неопределенность, неподъемные проценты по кредитам и высокие налоги, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в пилотном выпуске мониторинга делового климата в малых организациях розничной торговли.
Эксперты соберутся в ВШЭ, чтобы обсудить, как управлять миром
В условиях медленного преодоления мирового финансово-экономического кризиса политика, по мнению экспертов, «вернулась в экономику». Отсюда и разговоры о менеджменте революций и гражданских войн, и попытки просчитать, какой тип глобального управления может обеспечить наибольшую стабильность. 15-16 ноября в ВШЭ прошла Международная конференция «Глобальное управление в неустойчивом мире».
Презентация факультативов кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти
23 октября прошла презентация факультативов кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ. С этого года будет налажена онлайн-трансляция этих занятий в Нижегородский кампус ВШЭ, обновлена программа факультатива «Малый и средний бизнес в России».
Спрос на услуги снизился на треть
В I квартале 2013 года зафиксирован спад деловой активности в сфере услуг. Пока речь идет о сезонном и кратковременном снижении активности. Мониторинг Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ.
Всемирная неделя предпринимательства: вклад ВШЭ
16 ноября прошла церемония подведения итогов и закрытия Всемирной недели предпринимательства в Москве, в организации которой принимала участие Высшая школа экономики.
Три пишем, два на ум пошло … но сумма все равно не сходится
Если судить по официальным отчетам, то деньги, которые государство тратило в годы последнего кризиса на поддержку малого и среднего предпринимательства, израсходованы с фантастической эффективностью. Не склонен доверять этой статистике вице-президент НИСИПП Владимир Буев.
Информационное голодание закону вопреки
В России практически нет достоверной информации о развитии малого и среднего предпринимательства, а особенно — показателей эффективности и результативности мер по его господдержке, указывает вице-президент НИСИПП Владимир Буев.
В Высшей школе экономики рассказали, что будет с евро
25-27 мая в Высшей школе экономики под патронатом Российско-Германской Внешнеторговой палаты состоялся XV симпозиум «Что будет с евро? Страны и банки в долговом кризисе», организованный ассоциацией «диалог+».
Инновации: барьеры и факторы развития
В России больше верят в роль государства в развитии инноваций, чем в роль малого и среднего бизнеса, делается вывод в исследовании «Global Innovation Barometer», проведенном компанией General Electric.
Предпринимательство: обучение и поддержка
27 февраля в рамках факультатива «Малый и средний бизнес в России», организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ прошел мастер-класс «Современные тренды в развитии малого и среднего предпринимательства».