Первопроходцы лицея
27 мая заканчивается прием заявлений в Лицей НИУ ВШЭ. Почему в нем стоит учиться и что делать после его окончания, рассказывают Антон Бойченко и Инна Юхим — первые выпускники лицея, а ныне студенты Вышки.
«В лицее понимаешь, что быть умным — это круто»
Антон Бойченко, в 2015 году поступил в ВШЭ на программу «Социология» как победитель олимпиады «Высшая проба»
Как-то в девятом классе мы рылись на сайте Вышки и увидели только что появившуюся ссылку на лицей. Это было очень кстати, потому что мне хотелось сменить школу на более сильную в целом и с возможностью более глубоко изучать математику. Но, конечно, прийти в только что созданный лицей было в какой-то степени авантюрой, нас даже сравнивали с Остапом Бендером. Но бренд и репутация Вышки успокаивали, так что риск казался оправданным, и о принятом решении я абсолютно не жалею. Когда все сидят за партами по девять-десять лет и ограничены рамками школьной программы, хочется куда-то вырваться, хочется получить что-то новое. Да и сама идея предуниверсария очень привлекает.
Все два года лицей ужасно радовал меня возможностью делать всё что хочешь — как в плане занятия любыми науками и предметами, так и в плане учебного процесса (никто не стоял над тобой надсмотрщиком). Мы понимали, что всё это нужно прежде всего нам самим. Ощущение свободы и в то же время ответственности за свой выбор — это то, чего другие школы, как мне кажется, не дают.
Нас просто учили. И в этом было что-то университетское — не институтское, а именно университетское, в смысле широчайшего охвата
В Вышку я, как и многие другие лицеисты, поступил по олимпиаде, в моем случае — по обществознанию. Я воспринимал олимпиаду как возможность уйти вглубь. Если на ЕГЭ ты рассматриваешь какие-то общие классификации и понятия, связанные с устройством общества, то олимпиада по обществознанию — это более глубокая теория, это философские трактаты и мысли, которые ты сам должен «переварить». В лицее нам, по крайней мере первые полтора года, не говорили: «Смотрите, вот это будет на олимпиаде!» Нас просто учили. И в этом было что-то университетское — не институтское, а именно университетское, в смысле широчайшего охвата.
Помимо того, что я хотел найти что-то более математическое, меня привлекали социальные науки. Курс обществознания, который я взял в лицее, включал четыре блока: политологию, социологию, экономику и право. Когда в первом семестре к нам пришел Илья Михайлович Локшин, я был в полной уверенности, что пойду на политологию. Потом пришел Кирилл Валентинович Сорвин, и я засомневался. И вот эти сомнения и сравнения позволили сделать мне осознанный выбор. Я обнаружил, что меня больше всего привлекает именно социология как область, которая совмещает математическую, статистическую часть и гуманитарные вопросы. Другая причина была в том, сколько возможностей открывает соцфак. Лично я вижу огромное количество профессиональных путей, которыми я могу пойти: маркетинг, соцопросы, теоретическая социология, HR, PR. Поэтому я даже не подавал документы на другие программы, и, к счастью, по сей день не разочаровался в своем выборе.
После поступления в Вышку у меня не было ни культурного шока, поскольку мы уже два года пробыли в атмосфере, приближенной к университетской, ни даже обыденного стресса. Треть людей ты видел на олимпиадах, многих сокурсников ты знаешь по лицею, как и многих преподавателей. Да и в плане учебы нового немного: мы, в основном, закрепляли ту теорию, которую изучали, готовясь к олимпиаде. Можно даже чуть расслабиться, сходить в спортивные секции — о них не так много людей знает, а они, поверьте, в Вышке есть. Кстати на оценках это не сказывается, в рейтинге у меня хорошие позиции. Я помню, что после лицея мне кто-то говорил, что в университете все будет совсем по-другому, что ты будешь предоставлен сам себе. Но это не значит, что если у тебя есть вопросы, то ты останешься с ними один на один. Нет, я прихожу к академическому руководителю, в студсовет, все они готовы помочь.
У нас на первом курсе были профориентационные семинары — о том, куда можно податься после выпуска, и один из семинаров был посвящен социологии образования, там была затронута тема школьных культур. Их можно условно разделить на две: культуру «умников» (это те школы, в которых выгодно быть умным), и культуру, скажем так, «не умников» — те школы, где круто быть брутальным, получать двойки и бить одноклассников. Так вот лицей — ярчайший пример культуры умников. Я в жизни не видел, чтобы умные ребята так высоко котировались. В лицее ВШЭ ты понимаешь, что быть умным, быть сильным в науках — это круто.
Я вместе с несколькими другими победителями олимпиады вел в лицее факультативы по субботам в течение пяти недель. И получил огромное удовольствие. Во-первых, это преподавательский опыт — ты вспоминаешь все, что сам знаешь, читаешь новое, перерабатываешь материал так, чтобы он был доступен и интересен ребятам. А во-вторых, это возможность поддерживать контакты с лицеем и наблюдать, что там сейчас, когда там уже большее семисот учеников, происходит. Я вижу, что все нормально — ребята по-прежнему умные, так что за будущее лицея не нужно волноваться.
«Привела в лицей преподавателя по испанскому»
Инна Юхим, в 2015 году поступила в ВШЭ на программу «Международные отношения» по конкурсу ЕГЭ
Я еще в восьмом классе поняла, что мне нужно менять школу: у меня был не очень хороший класс. Хотела перейти в испанскую школу, но меня туда не взяли — не из-за языка, а из-за нехватки мест. Тогда же я узнала о Высшей школе экономики, потому что моя сестра поступила сюда. И я стала ходить в Школу юного востоковеда, потом в Школу юного филолога и на многие дни открытых дверей — вот так постепенно открывала для себя Вышку. Первый год в Школе юного востоковеда было так здорово, что я думала, что точно стану востоковедом, но потом поняла, что это все-таки не мое, испанский и французский языки были мне ближе. Но я рада, что у меня была возможность попробовать и вовремя понять, что мне подходит, а не совершать ошибку с выбором направления уже в университете.
Недавно я перечитала мотивационное письмо, которое отправила в лицей, когда он открылся — сейчас кажется, что я понаписала какой-то ужас, и хорошо, что только по письмам в лицей не отбирали. Был еще забавный и волнительный момент после тестирования. Я думала, что не справилась с ним, и сама написала Наталии Вениаминовне Любомирской: скажите, меня не взяли? Мне ответили, что все в порядке, я прошла тестирование и буду принята в лицей.
Наверное, подразумевалось, что Вышка создает лицей, чтобы получить сильных абитуриентов, часть которых потом поступит сюда, но в лицее никогда не было установки, что нас готовят именно к поступлению в ВШЭ. Никто не говорил, чтобы мы шли только в Вышку и больше никуда. У многих учеников, которые пришли в новый лицей, был стереотип, что надо готовиться к ЕГЭ прямо сейчас. Но в 10 классе про ЕГЭ не было почти ни слова. Мы написали, может быть, только один-два пробника по русскому. И я рада, что в тот год мы просто занимались учебой и тем, что нам интересно. В 11 классе подготовка к ЕГЭ уже была более выраженной, но все равно это не было самым главным.
Первые полгода в университете самые трудные, и я думаю, что именно лицей помог с ними справиться
Лицей был переходным этапом между школой и университетом. Я познакомилась с требованиями, которые предъявляет университет — к письменным работам, к тому, как отвечать на парах. Первые полгода в университете самые трудные, и я думаю, что именно лицей помог с ними справиться. Мое направление в Вышке — это и не дипломатия, и не лингвистика, оно очень широкое, мы учимся и математике, и экономике, и языкам. Это оставляет больше возможностей для выбора будущей профессии.
Испанский язык я знаю на достаточно высоком уровне, поэтому в Вышке в качестве второго иностранного я выбрала себе французский. А испанский — это любовь. Я начала учить его еще в пятом классе, можно сказать, неосознанно. Мой репетитор по английскому владела еще и испанским, и мы решили: а что если попробовать и им позаниматься? Так продолжалось полгода, потом я стала учить его самостоятельно, потом вновь наняла репетитора.
Испанский я хотела взять и в лицее, но тут вышла интересная история: испанская группа не набралась. Я решила, что так этого не оставлю. Были еще два мальчика, которые учили испанский, и мы пошли к Наталии Вениаминовне узнать, что можно сделать. Это было в середине 10 класса. Она сказала: хорошо, но надо найти преподавателя. И тогда я привела в лицей своего репетитора, она прошла собеседование и стала нашим преподавателем. Вот так в марте, за пару месяцев до конца 10 класса, в лицее появился испанский язык. Наталия Вениаминовна потом, шутя, говорила: «Ага, Инна! Сделала себе испанский в лицее!»
В лицее я познакомилась с прекрасными людьми — и ребятами, и преподавателями. «Открытая дверь» Наталии Вениаминовны не была фигурой речи — мы могли спокойно зайти к ней в кабинет и что-то обсудить. Математику и в лицее, и в университете мне преподавала Альфия Фаизовна Салимова. В Вышке мы с ней иногда вспоминали забавные случаи из лицейской жизни и просто могли мило поговорить после пары. Надеюсь, на старших курсах я вновь встречусь с Олимпиадой Федоровной Ивановой (она преподает английский язык) и Русаной Надировной Кадимовой (преподаватель французского).
Первого сентября, после своих пар в университете, мы с друзьями пришли в лицей — поздравили Альфию Фаизовну, у которой был день рождения. И потом я несколько раз возвращалась к бывшим преподавателям. А еще я часто вспоминаю наш последний звонок, тот праздник, который мы сами приготовили. Хочется пережить этот день заново.
Иванова Олимпиада Федоровна
Доцент кафедры иностранных языков
Кадимова Русана Надировна
Преподаватель кафедры французского языка
Локшин Илья Михайлович
Преподаватель департамента политической науки
Любомирская Наталия Вениаминовна
Научный руководитель Лицея НИУ ВШЭ
Салимова Альфия Фаизовна
Доцент департамента математики
Сорвин Кирилл Валентинович
Доцент департамента социологии
Вам также может быть интересно:
«Наука с тысячью лиц»: Лицей ВШЭ проводит III открытую конференцию
Конференция на тему «Вызовы времени: от изобретения колеса до искусственного интеллекта» состоится 22–23 марта 2024. К участию приглашаются школьники, студенты, учителя и преподаватели вузов. Среди своих главных задач организаторы форума называют формирование интереса к исследованиям, сотрудничество на разных уровнях владения исследуемого материала, профессиональное общение на разных уровнях владения научными знаниями. Подать заявку можно до 15 февраля.
«Площадка для коммуникации и пополнения банка идей»: состоялся форум «Стань выше с Вышкой!»
В конце октября в Москве прошел образовательный форум «Стань выше с Вышкой!», основными целями которого стали обмен лучшими образовательными практиками и развитие сотрудничества между университетом и общеобразовательными организациями. В нем приняли участие школьные педагоги и администраторы из 76 регионов, в том числе новоприсоединенных территорий РФ, и 16 зарубежных стран. На форум зарегистрировалось более 3,5 тыс. человек. Но к мероприятиям подключилось гораздо больше заинтересованных коллег — только пленарную дискуссию посмотрели онлайн больше 15 тыс. человек.
«31.5 августа»: как прошло учебно-неучебное 1 сентября в Лицее ВШЭ
В День знаний в Лицее ВШЭ традиционная НЕлинейка состоялась на трех площадках сразу: в Культурном центре Вышки и в двух зданиях Лицея — на Большом Харитоньевском и Солянке. Участие принимали более 2000 учащихся всех классов и направлений, а родители могли подключиться к онлайн-трансляции. Тонкой нитью в сценариях прослеживалась сюжетная линия сказки «Мэри Поппинс».
От «Площади Объединения» до станции «Студенческая»: Лицей НИУ ВШЭ отмечает юбилей
Вышкинскому лицею исполнилось 10 лет. Юбилей собрал под крышей Центра культур Высшей школы экономики разные выпуски лицеистов. Конкурсы, викторины, насыщенная концертная программа в формате путешествия по специальной ветке метро, угощение и встреча одноклассников создавали неповторимую атмосферу домашнего праздника. Поздравить лицеистов пришли ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, президент Вышки Александр Шохин, первый директор лицея Наталья Любомирская и нынешний руководитель лицея Дмитрий Фишбейн.
«Наша школа — место проб собственных решений, нового уровня сложности и коммуникации»
1 февраля стартует прием в Лицей НИУ ВШЭ. Впервые состоится набор в 8-й класс, причем по тем же специализациям, что и в 9-й класс, — «Универсальная» и «Математика и физика». При поступлении в 10-й класс можно выбирать из десяти направлений — от «Востоковедения» до «Юриспруденции».
«Мы готовы всесторонне поддержать каждого нашего студента»
В День знаний ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов встретился со студентами, зачисленными в университет в рамках специальной квоты, и первокурсниками из ЛНР, ДНР и Украины. Суммарно таких абитуриентов зачислено в ВШЭ более ста.
Лицей НИУ ВШЭ организует новую научную конференцию
21-22 апреля Лицей Вышки проведет первую конференцию «Наука с тысячью лиц». В этом году ее тема — «От Юстиниановой чумы до “омикрона” — пандемии и их роль в жизни общества». Целью нового форума станет создание единого пространства коммуникации, в котором и школьники, и преподаватели, и профессиональные исследователи могли бы делиться своими идеями.
«В университете мы готовимся к будущему и учимся создавать будущее»
В День знаний ректор ВШЭ Никита Анисимов открыл новый учебный год в Лицее ВШЭ и провел встречу со старшеклассниками в московской школе № 2086. Он рассказал о новых возможностях, которые открываются перед современными молодыми людьми, об университетском образовании и академической карьере.
Лицей НИУ ВШЭ занял первое место в олимпиадном навигаторе по двум профилям
Опубликован олимпиадный навигатор по школам Москвы-2021: Лицей занял первое место по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилю и высокие позиции по ряду других направлений.
Апрельские стажировки: школы России в гостях у Лицея
В 2021 году команда Лицея НИУ ВШЭ подготовила серию стажировок для руководителей и сотрудников образовательных организаций. Сейчас подходят к концу апрельские курсы: авторы, организаторы, преподаватели и слушатели уже встретились в стенах Лицея и готовы поделиться впечатлениями.