В ВШЭ выяснили причины разрыва в зарплатах между выпускниками и выпускницами вузов России
Исследование Высшей школы экономики показывает: несмотря на одинаковое образование и начальные условия, разница в стартовых зарплатах между мужчинами и женщинами достигает 22%. Это связано одновременно с тем, что выпускницы учатся на менее доходных специальностях, и с тем, что идут работать в сектора с меньшими заработками, поскольку ищут более стабильные и безопасные условия труда.
Исследование охватило более 400 тысяч молодых специалистов. Его основой стала всероссийская база «Мониторинг трудоустройства выпускников», которая содержит характеристики полученного образования и информацию о дальнейшем трудоустройстве выпускников вузов. В фокусе внимания находятся выпускники 2021 года и их карьерные результаты, измеренные в 2022 году. Авторы подчеркивают, что это не опросные, а административные данные, охватывающие всех выпускников в стране.
Наталья Емелина
Ученые выяснили, что женщины с теми же образовательными характеристиками через полтора года после выпуска из вуза зарабатывают на 22% меньше, чем их коллеги-мужчины. «Это связано не с их способностями, а с системными факторами», — отмечает Наталья Емелина, один из авторов исследования, старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда факультета экономических наук НИУ ВШЭ.
Один из таких системных факторов — это то, что многие девушки по-прежнему выбирают преимущественно «женские» специальности — гуманитарные и социальные науки, педагогику и медицину, где зарплаты традиционно ниже, чем в технических или ИТ-специальностях, которые преобладают среди выбранных мужчинами.
Так, более 50% выпускников-мужчин учатся на инженерных и технических специальностях, в то время как почти половина женщин предпочитают изучать экономику, право и социальные науки. Сразу после окончания вуза выпускники этих направлений получают зарплаты в среднем на 30% ниже, чем их коллеги с технических направлений.
Ксения Рожкова
«Хотя в последние годы все больше женщин выбирает технологичные специальности, значительная часть все еще отдает предпочтение направлениям с более низкими зарплатами. Это влияет на их дальнейшее трудоустройство и уровень доходов», — комментирует одна из авторов статьи, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда факультета экономических наук Ксения Рожкова.
Такая образовательная сегрегация определяет треть объясненного разрыва в заработных платах. Более важную роль играют характеристики рабочего места: отрасль, сфера деятельности и размер компании. Выпускники-мужчины чаще устраиваются в высокооплачиваемые отрасли, такие как добыча полезных ископаемых и ИТ, где зарплаты в 2022 году превышали 80 тысяч рублей в месяц. Женщины, напротив, сосредотачиваются на менее доходных секторах — образовании, здравоохранении и административных структурах, где зарплаты редко превышают 50 тысяч рублей.
Еще один интересный вывод касается роли академических достижений. Женщины чаще, чем мужчины, оканчивают университет с красным дипломом, что свидетельствует о высоком уровне подготовки. Однако это не всегда приносит им ощутимые бонусы. Хотя красный диплом увеличивает шансы на трудоустройство, он не гарантирует женщинам таких же высоких зарплат, как у мужчин.
Причины этого разрыва могут быть связаны с ненаблюдаемыми факторами, такими как различия в рабочем времени, перерывах в карьере из-за семейных обязательств, а также с возможной дискриминацией со стороны работодателей.
В другой своей статье авторы дают еще более детальную картину, впервые оценивая динамику гендерного неравенства на ранних этапах карьеры на данных выпускников 2018 года. Несмотря на отсутствие семейных обязательств и значимых различий в опыте работы у мужчин и женщин, гендерный разрыв в заработных платах составляет 14% уже в первые шесть месяцев на рынке труда. В течение четырех лет он увеличивается почти вдвое. При этом если сразу после выпуска совокупно 85% разрыва можно объяснить объективными различиями в характеристиках образования и работы, то спустя несколько лет подавляющая часть разрыва остается необъясненной. Самый большой разрыв — среди самых высокооплачиваемых специалистов, что означает раннее формирование «стеклянного потолка» на российском рынке труда.
Сергей Рощин
«Стремительный рост разрыва в заработных платах выпускников на старте говорит об ограниченных возможностях образовательной политики для выравнивания гендерного неравенства на рынке труда. Надежды на то, что разрыв в зарплатах можно минимизировать только путем выравнивания образовательной сегрегации, не оправдываются», — рассказывает один из авторов исследования, заведующий Лабораторией исследований рынка труда факультета экономических наук НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
Вам также может быть интересно:
Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников
Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства
Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.
Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста
Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.
Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки
Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».
Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего
Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.
Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы
Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.
Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов
HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.
Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации
В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.
Личность на работе. Как трудовые успехи связаны с психологическими качествами
Манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах влияет на возможность занятости и величину зарплаты. Эффект от характеристик личности на рынке труда впервые в России измерила Ксения Рожкова.
Безысходность или желание. Межстрановые и гендерные различия мотивации на рынке труда
Экономические показатели стран и присущая им культура влияют на то, какие цели преследуют мужчины и женщины в сфере занятости. Исследователи ВШЭ проанализировали трудовые ориентации людей, проживающих в разных странах мира, и выявили, какие факторы сказываются на их мотивации работать и в какой степени она реализовывается на рынке труда.