• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Долгин А. Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. M.: «АСТ», 2010

Из печати вышла книга заведующего кафедрой прагматики культуры ГУ-ВШЭ Александра Долгина «Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка».

Долгин А. Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. M.: «АСТ», 2010. — 256 c.

В книге автор уделяет большое внимание «новой экономике» — экономике клубов, то есть различным объединениям людей, создаваемым в их же интересах. Это могут быть коллективные сообщества проживающих вместе граждан или более сложные формы объединений для совместной культурной и политической деятельности.

В книге есть ряд прорывных глав. Одна из них — «Эволюция второй руки». Открытие принципа действия «невидимой руки» — величайшее достижение экономической мысли. С помощью именно этой метафоры Адам Смит объяснял в свое время, как рынки, а с ними и огромные зоны человеческой деятельности регулируются без прямого обмена информацией между людьми — через цены, баланс спроса и предложения. До недавнего времени никто и помыслить не мог о другом типе координации, поскольку коммуникации были запретительно дороги.

Данный механизм, изложенный в книге Долгина, позволяет многое понять в современном жизнеустройстве.

«Вторая рука» существовала всегда, только действовала более скрыто, чем первая. Имеется в виду система статусных различий, которая издревле управляла людьми. Интересы, которыми дирижирует вторая рука, затрагивают и деловую сферу жизни, и личностную. Она действует с помощью знаков, а не цен, выстраивает табели о рангах не только имущественные, но и культурно-символические. Люди выбирают вещи по вкусу и по карману, благодаря сигналам, которые подают эти вещи; объединяются, дистанцируются, соперничают с другими людьми, параллельно выстраиваются в двух главных координатах — денежной и культурной.

Если «первая рука» управляет обращением товаров и услуг, то «вторая рука» отвечает за регуляцию клубов и отношений. Первая действует через производителей, которые реагируют на спрос, вторая — через потребителей, которые предъявляют спрос на те или иные товары, необходимые для обозначения различий.

Экономика производит для людей сигнальную систему, эффективность которой зависит от скорости, трудоемкости и полноты взаимного «просвечивания». А это, в свою очередь, влияет на качество окружения, в котором живут люди, на набор жизненных сценариев, которые они могут выбрать, на качество потребляемых товаров и услуг, на содержательность коммуникаций и, в конечном счете, на качество личностного времени, качество жизни и «ощущение счастья».

«Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка» Александра Долгина издан под грифом «creative commons». Полнотекстовая версия книги выложена для чтения и скачивания на сайте www.adolgin.ru

Оглавление

Введение

Часть 1. Вторая невидимая рука рынка

1.1. Что такое новая экономика?

1.2. Потребление как язык, или  зачем обществу разнообразие?

  • 1.2.1. Этика общества потребления

1.3. Императив демонстративного потребления

1.4. Прирученная мысль

1.5. Эволюция второй руки

1.6. Экономический смысл коллаборативной фильтрации — разделение труда по экспертизе опытных благ

1.7. Новые технологии — новые институты

  • 1.7.1. Web 3.0
  • 1.7.2. Умные знакомства, содержательные коммуникации

1.8. Экономика дара. Реверсивный порядок оплаты и клубная мотивация

  • 1.8.1. Страхование культурных благ
  • 1.8.2. Новая бизнес-модель для электронных медиа: доверительная реклама
  • 1.8.3. Перспективы монетизации социальных сетей
  • 1.8.4. Экспликация спроса и беспосредническая дистрибьюция
  • 1.8.5. Альтернатива копирайту

1.9. Топология вкуса

  • 1.9.1. Клубные рекомендации и любовь к чтению
  • 1.9.2. Пестование вкуса

1.10. Новая экономика — экономика клубов

Часть 2. Экономико-символический подход к гуманитарным наукам и практикам

2.1. Перспективы гуманитарных  исследований в сетях третьего поколения

  • 2.1.1. Измерение символического обмена
  • 2.1.2. Изучение движения информации
  • 2.1.3. Моделирование клубных и сетевых эффектов

2.2. Экономика (не)счастья

2.3. Измерение счастья

  • 2.3.1. Измерение субъективного времени
  • 2.3.2. Исследования  эмоциональной  динамики

2.4. Мера символического обмена: вторые деньги

  • 2.4.1. Многофункциональность вторых денег
  • 2.4.2. Монетизация пользовательской активности в сетях третьего поколения
  • 2.4.3. Символический капитал и символические ценности
  • 2.4.4. Символический капитал и система репутаций

2.5. Механика социальных поворотов

  • 2.5.1. Три механизма социальных новаций
  • 2.5.2. Искусство «разговора» в современном искусстве
  • 2.5.3. «Дешевый разговор» как сигнал к размежеванию
  • 2.5.4. Социальный импринтинг
    • 2.5.4.1. Импринтинг у человека
    • 2.5.4.2. Нарративное знание об импринтинге
    • 2.5.4.3. Импринтинг и экономика внимания
    • 2.5.4.4. От импринтинга человека к импринтингу социума
    • 2.5.4.5. Импринтинг и «дешевый разговор»
    • 2.5.4.6. Импринтинг и реклама
  • 2.5.5. Естественнонаучная иллюстрация фазовых превращений в социуме

2.6. Коллаборативная фильтрация и перспективы демократии

Заключение

Приложения. Эмпирические данные, извлекаемые из коллаборативной системы

1.  Закон сохранения счастья. Эмпирические данные

2.  Типология кинофильмов на основании зрительского восприятия

3.  Статистика по отечественным кинофильмам

4. Анализ сообществ

  • 4.1. Примеры задач из области вкуса

Вам также может быть интересно:

Шекспир и Толстой как работодатели

7 апреля в рамках XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества прошел круглый стол «Экономика культуры как фактор развития территорий».

Интеллектуальные услуги в России / Рук. М.Е. Дорошенко. М.: ГУ-ВШЭ, 2010

Книга обобщает результаты пионерного, но при этом масштабного качественного и количественного исследования сектора интеллектуальных услуг в России, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ и исследовательским холдингом Romir в 2007–2008 гг.

"Мир споткнулся о перепроизводство свободы"

Именно в перепроизводстве свободы, а не в экономике как таковой, видит причину кризиса Александр Долгин, заведующий кафедрой прагматики культуры ГУ-ВШЭ. Иными словами, дело не в ипотечном кризисе США и последовавшем "эффекте домино", а в зашкалившем перепроизводстве огромного ассортимента потребительской продукции.

Dolgin A. The Economics of Symbolic Exchange. Berlin, Heidelberg: Springer, 2009

Вышло английское издание "Экономики символического обмена" Александра Долгина, заведующего кафедрой прагматики культуры ГУ-ВШЭ. Работа издана в одном из крупнейших европейских издательств — Springer. Свой гриф на книгу дала Библиотека Конгресса США.

"Экономика — это наука о редкости"

13 июня на радио "Свобода" состоялся часовой прямой эфир с заведущим кафедрой "Прагматика культуры" ГУ-ВШЭ, профессором Александром Долгиным. Он принял участие в передаче "Образование", которую ведет Александр Костинский. Почему в век электронных технологий люди носят механические часы? Чего стоит человеческое внимание? Зачем нужны профессиональные экономисты культуры? В интервью радио "Свобода" Александр Долгин ответил на эти и многие другие вопросы.