• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ первым из российских университетов разработал и утвердил Декларацию этических принципов использования ИИ

НИУ ВШЭ первым из российских университетов разработал и утвердил Декларацию этических принципов использования ИИ

© iStock

Высшая школа экономики стала первым университетом в России, утвердившим Декларацию этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта. Документ станет важным ориентиром для всех участников образовательного процесса, задавая высокие стандарты и способствуя формированию ответственного подхода к использованию искусственного интеллекта. Декларация была утверждена Ученым советом 26 июня.

Декларация охватывает ряд ключевых принципов, направленных на этичное и ответственное использование ИИ.

Приоритет человеческого общения: ИИ не должен заменять живое взаимодействие. Напротив, его использование должно способствовать укреплению межличностного общения и совместной работы.

Информированное использование: руководство университета обязуется обучать сотрудников и студентов принципам работы ИИ и его возможностям. Это поможет не только эффективно применять ИИ, но и критически оценивать его решения.

Академическая честность: использование ИИ как дополнения, а не замены естественного интеллекта, самостоятельность в выполнении работ являются основой академической честности. Это включает в себя проверку результатов ИИ на достоверность и соответствие этическим нормам.

Прозрачность: сотрудники и студенты обязаны указывать, где и как использовался ИИ, особенно в научных и образовательных проектах. Это также касается программ, имитирующих человеческое общение.

Конфиденциальность и защита интеллектуальных прав: ИИ должен обеспечивать защиту персональных данных и интеллектуальной собственности. Недопустимо вводить конфиденциальную информацию в ИИ-системы без соответствующего разрешения.

Исключение предвзятости и дискриминации: ИИ может воспроизводить предвзятость и социальные стереотипы, заложенные в данные. Поэтому важно предотвращать дискриминацию по различным признакам.

Справедливая доступность: все участники образовательного процесса должны иметь равный доступ к ИИ. Нельзя требовать использования технологий ИИ, которые влекут за собой значительные финансовые затраты, если это не обеспечено всем студентам и сотрудникам.

Разумные ограничения: важно осознавать риски и последствия использования ИИ. Университет оставляет за собой право вводить ограничения на разработку и использование ИИ, если это необходимо для защиты интересов университета и его сообщества.

Ответственное отношение к ИИ: все разработки и использование ИИ должны соответствовать законодательству и внутренним правилам университета. Отступление от принципов Декларации может быть рассмотрено как нарушение моральных норм университетского сообщества.

В университете видят в искусственном интеллекте не просто технологию, но мощный инструмент, способный обогатить образовательный и научный процессы. Декларация подчеркивает, что использование ИИ должно быть осмысленным и критическим.

Никита Анисимов

«Наша цель — не только обучать сотрудников и студентов работе с искусственным интеллектом, но и формировать у них критическое мышление и осознанное отношение к новым технологиям. Мы прошли через множество этапов обсуждения документа, поскольку вопрос ИИ без сомнения сложен и касается абсолютно всех — как текущих сотрудников и студентов, так и тех, кто будет к нам поступать», — отметил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Мария Лытаева

«Очевидно, что университет уже разделяет принципы, изложенные в декларации. Они охватывают все аспекты деятельности университета – аналитические, экспертные, образовательные, административные и другие. Важно отметить, что декларация предоставляет нам возможность для рефлексии на тему взаимодействия с ИИ, а также для самоанализа, на основе которых можно принимать решения в соответствии с принятым документом», — подчеркнула  директор Центра поддержки цифрового обучения Института образования, ученый секретарь НИУ ВШЭ Мария Лытаева.

Сергей Рощин

«Появление генеративного ИИ влияет на академическую деятельность университета не только с точки зрения технологий, но и сточки зрения этики. Университет, как интеллектуальную корпораци, формируют те принципы, на которых он стоит. С появлением новых процессов, которых раньше не существовало, возникает важная задача определения принципов и этики взаимодействия с ИИ. Мы надеемся, что документ принятый в НИУ ВШЭ, станет примером для высшего образования в Росси в целом», — сообщил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

В НИУ ВШЭ надеются, что этот шаг станет примером для других образовательных учреждений, в принятии похожих документов и положений. Разработка конкретных рекомендаций и методик для различных областей применения ИИ будет основываться на принципах, заложенных в Декларации, и будет обновляться в соответствии с развитием технологий.

Декларация этических принципов использования ИИ

Вам также может быть интересно:

Стартует новый норматив технологической грамотности ТехноГТО «Искусственный интеллект»

Открыт новый норматив технологической грамотности ТехноГТО по направлению «Искусственный интеллект», разработанный совместно с Академией искусственного интеллекта для школьников Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Проект ТехноГТО является частью Национальной технологической олимпиады (НТО) и реализуется Кружковым движением НТИ совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей» и Движением Первых при поддержке НИУ ВШЭ и Росмолодежи.

Вышка исследует потребности глухих

В последнее воскресенье сентября в мире традиционно отмечается День глухих. В этом году факультет социальных наук (ФСН) Высшей школы экономики присоединился к празднику и совместно с Московской городской организацией Всероссийского общества глухих (МГО ВОГ) запустил исследование потребностей глухих и слабослышащих москвичей в социальных услугах и доступности среды.

Критика речистого разума: искусственный интеллект в восприятии математиков

Математики Вышки считают, что не стоит опасаться потери работы из-за массового использования ИИ, и одновременно предостерегают от некритического восприятия работ и проектов, подготовленных с его применением. При этом ИИ может быть полезным инструментом в исследованиях, создавая модели и обрабатывая большие массивы информации.

В Высшей школе экономики открылась межфакультетская Музейная лаборатория

Вышка запустила межфакультетскую Музейную лабораторию, которая станет устойчивым центром экспертной поддержки в сфере музейного дела. Ее миссия связана с изменением современных моделей восприятия культуры и трансформацией институциональной среды. Лаборатория специализируется на модернизации музейных практик и повышении престижа музеев, формируя пространство для профессионального диалога и внедрения инноваций.

30 студентов из 19 университетов приняли участие в исследовательской экспедиции НИУ ВШЭ в «Новом Херсонесе»

В рамках программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» при поддержке программы Росмолодежи «Больше, чем путешествие», президентской платформы «Россия — страна возможностей», а также Симферопольской и Крымской епархии НИУ ВШЭ на базе Школы молодого гуманитария провела исследовательскую экспедицию на территории музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. По ее итогам будут разработаны предложения по организации просветительских проектов в области формирования исторической памяти молодежи о роли Херсонеса, Крыма и византийского наследия в истории российской культуры и государственности.

Большие группы студентов эффективнее используют ИИ в обучении

Исследователи Института образования и факультета экономических наук НИУ ВШЭ узнали, от каких факторов зависит качество групповой работы студентов, когда они выполняют ее в сотрудничестве с ИИ. Оказалось, что, помимо уровня знаний команды, важен размер группы: чем она больше, тем эффективнее работа. Статья ученых опубликована в журнале Innovations in Education and Teaching International.

Завершила работу Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам

С 17 по 21 сентября на базе «Горная легенда» Адыгейского государственного университета прошла Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам. Организаторами мероприятия выступили Лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Центр языка и мозга и Центр социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Школа собрала более 50 участников — студентов, аспирантов и молодых исследователей из разных регионов России, а также слушателей и спикеров из Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана.

Испугать и обмануть: почему люди поддаются на уловки мошенников

В НИУ ВШЭ прошел IX Фестиваль финансовой грамотности и предпринимательской культуры для старшего поколения. Почему люди верят мошенникам и как можно защитить себя и близких от угрозы кражи денег, обсудили эксперты-психологи на дискуссии, состоявшейся в рамках фестиваля.

Бренд-медиа ВШЭ запустило подкаст о профессиях будущего «Кем стать, когда вывезу»

IQ Media — бренд-медиа Высшей школы экономики — запускает новый проект «Кем стать, когда вывезу», посвященный профессиям будущего. В девяти выпусках подкаста эксперты ВШЭ из разных сфер — маркетологи, специалисты по будущему, инженеры, эксперты по кибербезопасности, юристы, биоинформатики — рассказывают о том, чему и где научиться уже сейчас, чтобы быть востребованным в будущем.

«Вышка школьникам»: как прошел осенний фестиваль образовательных проектов

14 сентября состоялось одно из самых масштабных университетских событий осени — фестиваль «Вышка школьникам». Чтобы показать все многообразие своих активностей, Высшая школа экономики второй год проводит такое масштабное и яркое мероприятие для учащихся разных классов и их родителей. Фестиваль набирает популярность: число посетителей в этот раз на 1000 больше, чем в прошлом году, — более 8000 участников зарегистрировались, чтобы провести день с пользой на Покровском бульваре, 11.