Самопреодоление: как жители центра России и Кубани ощущают свою идентичность
Что важнее для комфортного самоощущения – религиозный, гражданский или этнический фактор? Насколько распространены в обществе мультикультурные установки? Что думают об этом люди старшего поколения и молодежь в двух разных российских регионах? Ответ в своих исследованиях дают эксперты Вышки и КубГТУ.
Семинар «Ценности и межкультурные отношения в контексте транзитивного общества: кросс-региональный анализ» и круглый стол «Проблемы межкультурных отношений в ЦФО и Краснодарском крае» в рамках проекта «Зеркальные лаборатории”» состоялись 25 ноября. Организаторы мероприятий – Центр социокультурных исследований ВШЭ и Центр социологических исследований Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ).
Ведущий научный сотрудник Центра социокультурных исследований ВШЭ Зарина Лепшокова представила доклад «Межпоколенный анализ индивидуальных ценностей, этнической, гражданской и религиозной идентичностей и межкультурных установок жителей Центрального федерального округа». Она опросила 220 человек в возрасте от 18 до 70 лет из разных мест округа. Результаты показали, что для обоих поколений ключевыми остаются ценности самопреодоления, прежде всего, преодоления личных интересов ради других. Выражается это в принятии других людей как равных себе, в заботе облагосостоянии других, в заботе о природе. Однако вторыми по значимости для молодежи являются ценности самоутверждения, а для старшего поколения – ценности сохранения.
Религиозная идентичность у младшего поколения в ЦФО оказалась более сильной, чем у старшего, но по своей значимости она слабее гражданской и этнической
В целом, гражданская, этническая и религиозная идентичность стали важны для самоуважения молодежи. В то же время результаты исследования продемонстрировали низкий уровень удовлетворенности жизни и самоуважения у обоих поколений. При этом они примерно в равной степени воспринимают мультикультурализм и этническое многообразие – как возможность и как угрозу.
Эксперт Вышки сообщила, что планирует более детально рассмотреть ситуацию в отдельных регионах, ввести понятие региональной идентичности, изучить влияние пандемии на понимание идентичности и мультикультурализма, исследовать отношение к аналогичным ценностям среди меньшинств и мигрантов в ЦФО, а также провести кросс-культурное исследование между отдельными субъектами Центрального округа и Краснодарским краем.
Ведущий научный сотрудник Центра социокультурных исследований ВШЭ Виктория Галяпина представила доклад «Межпоколенный анализ индивидуальных ценностей, социальной идентичности и межкультурных установок у русских в Краснодарском крае», исследование основано на результатах опроса 610 жителей Кубани. Край полиэтничен и многоконфессионален, там живут представители 33 народов. Большинство населения составляют русские, относительно многочисленны также армянская и украинская диаспоры. В крае также отмечается высокий миграционный приток из регионов России и стран СНГ.
Опрос показал, что большинство не испытывает неприязни к другим этнических группам, а экспертные интервью подтвердили низкую вероятность межэтнических конфликтов. Конфликтными факторами, считает Виктория Галяпина, могут стать миграция, ухудшение внешнеполитической ситуации, радикализация молодежи (в том числе религиозная), активизация деятельности этнических элит и ужесточение миграционного законодательства.
Опрошенные были разделены на советское (от 45 лет) и постсоветское – (от 18 до 35 лет) поколения. По данным исследования, различия в ответах между молодежью и более старшими есть везде, кроме самопреодоления и удовлетворенности жизнью.
У молодежи, так же как и в ЦФО, ожидаемо более высокие показатели ценностей самоутверждения, самоуважения и открытости изменениям, для старшего поколения – сохранения.
Религиозная идентичность в Краснодарском крае в отличие от ЦФО, важнее для старшего поколения, чем для младшего
Интересно, что по показателям психологического благополучия Краснодарский край опережает Центральный федеральный округ.
Для молодого поколения, отметила Виктория Галяпина, мультикультурная идеология отвечает открытости изменениям, самопреодоления. Гражданская и этническая идентичность связаны с мультикультурализмом только у молодежи, у среднего поколения эта связь не отмечается.
Гражданская наднациональная идентичность положительно влияет на удовлетворенность жизнью и у молодого, и у среднего поколений. Мультикультурные установки больше характерны для молодежи, они связаны с открытостью и гражданской идентичностью. По мнению эксперта Вышки, для снижения межэтнической и напряженности следует активнее работать со старшим поколением.
Заведующая кафедрой психологии КубГТУ Оксана Тучина рассказала о взаимосвязи аккультурации и диаспорной активности армян Кубани.
Армяне являются наиболее многочисленной и влиятельной диаспорой Кубани, они не только поддерживают свою этническую идентичность, но и способствуют профессиональной культурной и иной адаптации соотечественников. Благодаря этому миграционные процессы армян на Кубани проходят без большой этнической напряженности. При этом армяне чувствуют себя россиянами и кубанцами примерно наравне с русскими.
Исследование выявило такую закономерность: этничность для армян является основой для самоуважения, сохранение этнического самосознания ведет к повышению удовлетворенности. Национальные объединения способствуют комфортному проживанию армян в регионе, сообщила Оксана Тучина. В ходе дальнейших исследований кубанские ученые предполагают сравнить культурные модели и ожидания армян и русских в Краснодарском крае.
Работу лаборатории продолжил круглый стол «Межнациональные отношения в ЦФО и Краснодарском крае». Его участники говорили о том, как важно сочетать интересы большинства и меньшинств, чтобы обеспечить благоприятные условия жизни всем группам населения.
Для этого, полагают эксперты ВШЭ и КубГТУ, следует изучить ожидания принимающего населения от мигрантов и восприятие реальности прибывающими меньшинствами. Профессор КубГТУ Эмир Тужба отметил, что массовая миграция стала следствием глобализации конца ХХ века, она способствует экономическому росту и одновременно создает проблемы. Некоторые из них возникают в общении коренных жителей с недавно прибывшими из других российских регионов, несмотря на отсутствие языковых и культурных проблем. Внутренние мигранты, по мнению Эмира Тужбы, более активны в выдвижении политических и социальных требований.
Виктория Галяпина обратила внимание на состояние трудовой миграции из Средней Азии в Москву и Подмосковье. Стратегия долгосрочного или краткосрочного пребывания влияет на планы аккультурации.
Сейчас проблема аутентичной еды, места сбора и традиционных занятий во многом решена. За это время принимающая территория адаптировались к ситуации с мигрантами. Когда мигрантам есть куда пойти, где общаться, риск противостояния между ними и принимающим населением снижается.
Оксана Тучина рассказала об особенностях адаптации иностранных студентов. Учащиеся из дальнего зарубежья считают учебу временной и не намерены приспосабливаться к действительности. Демонстрация инакового поведения становится для них фактором идентичности.
Студенты из стран СНГ рассматривают учебу как этап для получения работы и возможного закрепления в России. Они заимствуют повседневные практики местных жителей, их слова и выражения, к концу учебы их не всегда просто отличить от кубанцев
Заведующий Центром социологических исследований Виктория Муха рассказала, что в результате массового приезда беженцев из юго-восточных областей Украины создалась некоторая напряженность, особенно на побережье. В числе причин рост конкуренции в отдельных сегментах рынка труда, однако эту проблему удалось решить.
Заместитель директора Центра социокультурных исследований Александр Татарко обратил внимание на фактор самоорганизации граждан для решения вопросов миграции, адаптации мигрантов. По его мнению, активности граждан мешает невысокий социальный капитал и чувство патернализма – ожидание, что проблемы решат сверху.
По мнению Виктории Галяпиной, важно создавать систему приема мигрантов, которая снизит риск дискриминации. Там, где нет гетто, выше мультикультурное взаимодействие и больше спокойствия.
Высокую напряженность создают не большие группы, а мелкие, которые сплочены и изолированы и воспринимаются окружающими, как инородное тело. Оксана Тучина предложила активизировать работу с такими группами, пока они не стали агрессивными, вызывающими ответную негативную реакцию принимающего большинства.
Александр Татарко обратил внимание на важность работы с национальными элитами и лидерами, которые могут повлиять на установки меньшинств и диаспор.
Выстроить такой социум, чтобы представители всех народов России и мигранты могли сохранять свою культуру. Вот в чем задача, уверена директор Центра социокультурных исследований ВШЭ Надежда Лебедева.