• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка создала олимпиаду по истории искусства

Вышка создала олимпиаду по истории искусства

© Высшая школа экономики

В здании факультета гуманитарных наук ВШЭ на Старой Басманной прошло знаковое событие — организованная сотрудниками Школы исторических наук Вышки экспериментальная олимпиада по истории искусств. Она примечательна тем, что, за исключением Всероссийской и Московской олимпиад, других интеллектуальных состязаний по истории искусства для школьников в России не проводится.

Исправить это решили сотрудники ФГН ВШЭ — стажер-исследователь Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога, студент 4-го курса образовательной программы «История искусств» Сергей Медакин и академический руководитель этой программы, доцент Школы исторических наук Ольга Назарова.

Идея создания интеллектуального состязания по искусствоведению родилась у Сергея Медакина. Сам он многократно побеждал и становился призером олимпиады студентов и выпускников «Высшая лига» по истории, истории искусств и культурологии, участвует в методической комиссии олимпиады «Высшая проба», преподает на кафедре истории искусств Ассоциации победителей олимпиад (АПО).

Сергей Медакин

© Высшая школа экономики

«Несмотря на то что проведение олимпиады по истории искусств изначально казалось мне сложновыполнимым проектом, на его реализацию меня сподвигла атмосфера Конференции сотрудников и обучающихся НИУ ВШЭ в марте 2024 года. На итоговой конференции университета обсуждались проекты, реализованные в Вышке с 2019 года, а также возможные инновации и мероприятия на следующие пять лет. И у меня не было сомнений, что идея вышкинской олимпиады по искусству будет перспективной. На конференции я встретил Ольгу Алексеевну, предложил обсудить идею о потенциальной искусствоведческой “Высшей пробе”, и, как результат, спустя месяц мы встречали сотню эрудированных школьников в корпусе на Старой Басманной».    

Совместно с Ольгой Назаровой они разработали профориентационные задания, выполнение которых могло бы ясно показать самим участникам их потенциал в освоении истории искусства.

Ольга Назарова

© Высшая школа экономики

«Идея создать искусствоведческую олимпиаду и подать заявку на включение нового профиля в “Высшую пробу” сначала показалась мне слишком масштабной для нашей маленькой программы. Но, с другой стороны, мы очень заинтересованы в ребятах, нацеленных именно на нашу специальность: тем, кто сделал случайный выбор, учиться у нас бывает трудно. Поэтому я рассматриваю олимпиаду как в первую очередь профориентационный инструмент для школьников, планирующих поступать на историю искусства. Наши задания проверяют не столько фактические знания, сколько способность видеть произведения искусства, анализировать свои визуальные впечатления и облекать в словесную форму результаты своих наблюдений. Я очень удивлена и обрадована масштабами интереса к истории искусства — мы никак не ожидали сотни участников — и готовностью ребят давать обратную связь по самым разным вопросам, которую мы обязательно учтем».

Процесс разработки заданий и общей концепции шел быстро — менее чем за месяц организаторы разработали пять объемных заданий, посвященных основным видам искусства, изучаемым на бакалаврской программе: архитектуре, живописи, графике и скульптуре, а также методологии искусствознания.

Анонс соревнований опубликовали в сообществе партнеров олимпиады — кафедры истории искусств Ассоциации победителей олимпиад (АПО) и официальном паблике олимпиады «Высшая проба». И за четыре дня на мероприятие зарегистрировались более 200 школьников со всей России, от Калининграда до Екатеринбурга. Многие из них приехали в Москву специально для участия в пробной олимпиаде. К удивлению организаторов, поступило более 60 заявок на участие в дистанционном формате, который не был предусмотрен, но вполне возможен в будущем, отмечают на ФГН.

Более сотни школьников приехали на Старую Басманную, чтобы принять участие в интеллектуальном соревновании.

Их встречали волонтеры — студенты-искусствоведы разных курсов: Мария Сидоренко, Екатерина Скиба, Дарья Ершова, Софья Хомко, Мария Щербакова-Королева, Павел Головко.

Третьекурсница Мария Сидоренко выступает за любое олимпиадное движение. «Я была рада поучаствовать в проведении пилотной серии соревнований, — говорит волонтер. — Самым удивительным было то, что, несмотря на отсутствие каких-либо официальных наград или статусов по итогам, огромное количество ребят пришли попробовать свои силы. Мне кажется, для олимпиады это ключевой аспект: люди должны быть здесь не только ради приза в конце, но и для собственного интереса и развития. Очень хочу, чтобы запущенный процесс не останавливался и в следующем году олимпиада состоялась бы уже по-настоящему».

Помимо интеллектуального состязания, участников ждали приятные бонусы: сладкие угощения и экскурсия по зданию факультета гуманитарных наук — корпус Вышки на Старой Басманной является памятником культуры регионального значения. Экскурсию разработал и провел совместно с волонтером Павлом Головко Владимир Файер, заместитель декана ФГН по работе с абитуриентами и выпускниками, без которого олимпиада не состоялась бы.

Участники поделились впечатлениями от олимпиады.

«Олимпиада реально классная. Минусов нет, одни плюсы. Задания были очень хорошо подобраны и составлены, все формулировки понятны, что тоже важно; хорошо, что было довольно много подпунктов, где нужно было дать развернутый ответ. Жду, когда олимпиаду включат в “Высшую пробу”».

«Олимпиада мне понравилась, формат заданий лучше, чем на ВсОШ. Сложность умеренная, то есть тем, кто интересуется этой сферой, должно быть что-то знакомо, а то и известно! Формулировка некоторых заданий для меня была не очень понятна, и времени маловато для выполнения. Но в целом все замечательно. Спасибо за такую олимпиаду!»

По итогам экспериментальной олимпиады победителями и призерами стали 34 участника. Абсолютным победителем назван учащийся 9-го класса школы №1579 (Москва) Василий Затионов, получивший 88 баллов.

Победители и призеры

На сегодняшний день экспериментальная олимпиада не дает преференций при поступлении в вузы, однако победители и призеры получат ценные призы от факультета гуманитарных наук.

Организаторы ожидают, что успех соревнования станет аргументом в пользу включения искусствоведческого профиля в главную вышкинскую олимпиаду для школьников — «Высшую пробу».

Вам также может быть интересно:

Вышка и Сбер запустили образовательный проект для участников Всероссийской олимпиады школьников по экономике

Стартовал совместный образовательный проект Высшей школы экономики и Сбера для школьников 8–11-х классов — участников Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Проект поможет показать, как знания по экономике применяются в работе крупнейших компаний и финансовых институтов страны. До конца 2025 года пройдет минимум четыре встречи — очно в корпусе НИУ ВШЭ и офисе Сбера в Москве с прямыми трансляциями для школьников из регионов.

В 64 регионах России стартуют финалы Национальной технологической олимпиады Junior

В России стартуют финалы Национальной технологической олимпиады Junior (НТО Junior) — командных инженерных соревнований для школьников 5–7-х классов, которые организует Кружковое движение НТИ совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей». Проектный офис олимпиады развернут на базе НИУ ВШЭ. Приглашения на заключительный этап получили 4950 участников. Соревнования пройдут с 10 по 18 ноября в 64 регионах страны.

НИУ ВШЭ представил рейтинг регионов России по необходимости адаптации к изменению климата

В докладе Высшей школы экономики оценены шесть ключевых климатических рисков для страны: деградация вечной мерзлоты, лесные пожары, засухи, волны тепла, экстремальные осадки и водный стресс. Рейтинг позволяет оценить риски для каждого конкретного региона и скорректировать планы адаптации.

Лингвисты впервые описали историю подготовки переводчиков русского жестового языка

Команда исследователей из России и Великобритании впервые подробно описала, как формировалась и менялась система подготовки переводчиков русского жестового языка (РЖЯ). Это масштабное исследование охватывает период с XIX века до наших дней, раскрывая как достижения, так и проблемы профессиональной среды. Результаты работы опубликованы в сборнике “The Routledge Handbook of Sign Language Translation and Interpreting”.

Вышка запустила международный проект по изучению русского языка как иностранного

В середине октября состоялось торжественное открытие Международного образовательного онлайн-клуба по русскому языку как иностранному и русской культуре Школы иностранных языков ВШЭ. Проект GLAGOL’ объединил участников из 20 стран — иностранных студентов и преподавателей 10 факультетов Вышки, а также свыше 10 российских и зарубежных вузов.

ВШЭ наметила образ городов будущего

В ближайшие десятилетия муниципалитеты изменятся и станут пространствами здоровья, идентичности и цифровых решений. Ключевые тенденции городской трансформации обозначила проректор НИУ ВШЭ Вероника Минина, выступив в рамках Международного муниципального форума БРИКС — 2025. Также в рамках форума декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев представил природно-климатические проекты ученых университета.

Ошибки, которые всё объясняют: ученые обсудили будущее психолингвистики

Мировая лингвистика сегодня переживает «многоязычную революцию»: эпоха англоязычного доминирования в когнитивных науках подходит к концу, все чаще исследователи изучают многообразие языков мира. Более того, мультилингвизм из экзотики становится нормой, что кардинально меняет представления о когнитивных возможностях человека. В Вышке обсудили будущее развитие экспериментальной лингвистики.

Олимпиада по промышленной разработке PROD выходит на международный уровень

Первая в мире ежегодная олимпиада по промышленной разработке для старшеклассников PROD выходит на международный уровень и приглашает к участию школьников 8–11-х классов из всех стран мира. Олимпиада впервые пройдет на русском и английском языках. Организаторы Международной олимпиады PROD — Центральный университет и Группа «Т-Технологии» (головная компания Т-Банка) в партнерстве с факультетом компьютерных наук НИУ ВШЭ.

«Развернуть обсуждение политики в области высшего образования в доказательное русло»

29 октября в НИУ ВШЭ открылась XVI Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО) на тему «Высшее образование: между частным и общественным благом». Для участия в конференции зарегистрировались более 600 человек из 32 регионов России и семи зарубежных стран, поступило рекордное число заявок на выступления с докладами — 242, из которых было принято 88.

Встреча с делегацией «Синьхуа»: в Вышке обсудили вопросы современной журналистики

22 октября в НИУ ВШЭ состоялась открытая встреча с представителями китайского информационного агентства «Синьхуа» во главе с руководителем аппарата генерального директора Сунь Чжипином. Обсуждались актуальные проблемы журналистики и особенности работы информационных агентств в современном медиапространстве. Многие студенты воспользовались возможностью задать вопрос и попрактиковаться в общении на китайском языке. Визит был организован факультетом мировой экономики и мировой политики совместно с Институтом медиа НИУ ВШЭ и информационным агентством ТАСС.