• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медсестра с университетским дипломом

22 марта в Высшей школе экономики прошел семинар Института развития образования ВШЭ, посвященный проблеме возможного кризиса высшей школы в ближайшие годы. С докладом «Третичное образование в России в переходный период» выступил директор Исследовательского центра по изучению инфраструктурных отраслей Московской школы управления «Сколково», декан Monitor University (США) Алан М. Кэнтроу.

Система высшего образования во всем мире переживает кризис, сказал профессор Кэнтроу в начале выступления. Не только в России, но и во многих других странах спрос на вузовские дипломы растет, а на начальное и среднее профессиональное образование сокращается. При этом остаются нерешенными такие проблемы, как неравные возможности получения высшего образования, коррупция и неодинаковое качество программ в разных вузах.

В результате, в ближайшие 3-5 лет правительствам придется решать вопрос: что делать с огромным количеством безработных выпускников высших учебных заведений, не обладающих достаточными навыками для модернизации экономики?

Нация «высокообразованных»

«В России рост набора в вузы был особенно экстраординарным на фоне других стран», — отметил директор Исследовательского центра «Сколково». С начала перестройки число людей, получающих высшее образование, увеличилось в несколько раз. Если в 1994 году таких было около 25 миллионов, то в 2008 году — более 75 миллионов. Скачок от 60 процентов населения с высшим образованием к 85 процентам был сделан за 15 лет — в странах ОЭСР на это ушло 75 лет.

В прошлом году центр провел исследование среди 5500 человек в двух российских регионах: Ярославле и Краснодаре. По словам Алана Кэнтроу, ничего удивительного не обнаружилось: более 40 процентов опрошенных россиян считают, что для достижения успеха в жизни необходимо высшее образование. ПТУ и техникумы предпочли лишь 5,5 и 17,5 процентов опрошенных соответственно. Значительное влияние, разумеется, оказывают здесь родители: если у них самих уже есть вузовский диплом, менее чем в четырех процентах случаев их ребенок выберет колледж. Среди детей тех, кто получил только начальное или среднее образование, эта доля вчетверо больше.

Помимо того, что Россия становится страной выпускников университетов, есть и другая проблема — демографическая. По данным того же Росстата, в секторе жилищно-коммунального хозяйства, например, в 2002 году почти треть работников составляли те, кому уже «за 50». Молодых было лишь около 20 процентов. К 2008 году доля первых увеличилась почти вдвое (до 40 процентов), а тех, кому нет еще 30 лет, стало на несколько процентов меньше.

На что надеяться обладателям дипломов

Эксперты центра «Сколково» провели исследование ожиданий по поводу будущей работы среди учащихся ПТУ, техникумов и студентов вузов в двух указанных регионах. Первокурсникам и тем, кто учится уже последний год, задавались одинаковые вопросы. «Что вы собираетесь делать после того, как получите диплом?» «Будете ли искать работу по специальности?» Во всех трех случаях уверенность в том, что в дальнейшем человек будет работать по полученной специальности, к последнему курсу значительно ослаблялась. Среди студентов вузов — более чем наполовину: с 51,5 процентов до 22,9 процентов на 5-6-м курсах (в случае с профессиональным образованием двух других уровней «уверенных» становилось меньше примерно на треть).

«Считаете ли вы необходимым начать работать уже во время учебы?» — был задан также вопрос. Студентов вузов, давших положительный ответ, было больше к концу обучения — разрыв увеличивался с четверти до почти 60 процентов. Среди учащихся колледжей — до половины. Среди тех, кто получает профессиональное образование в училищах, изначально таких было больше — около 40 процентов, и к концу обучения их доля не увеличилась, а даже слегка уменьшилась. В итоге менее 12 процентов студентов вузов никогда не пытались найти работу, в отличие от студентов колледжей, где таких было около 40 процентов, и училищ — четверть выпускников которых не имела опыта совмещения подработок с обучением.

Исследователи попытались также выявить три наиболее значимых фактора, влияющих на выбор учебного заведения для каждого уровня. Для абитуриентов ПТУ и колледжей основным была возможность учиться бесплатно, для поступающих в вузы — престиж университета и родительский совет.

В заключение своего выступления Алан Кэнтроу отметил, что критическое мышление, столь востребованное работодателями, ищущими грамотных специалистов, колледжи не дают.

Есть ли кризис?

Возможно, для каких-то вузов и нормально, что выпускники не работают по профессии. «Университетов Гумбольдта уже почти не существует, и идет дифференциация высшей школы», — заявил на семинаре вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. У ребят, которые поступают, например, на математический факультет Кубанского университета, в Кубанскую медакадемию и Кубанский сельскохозяйственный университет, разная мотивация, разные представления о том, чем они хотели бы заниматься по окончании вуза. При проведении опроса надо уточнять позиции по разным типам высших учебных заведений, разным реализуемым в них программам. И различать: что имеют в виду люди, говоря о необходимости высшего образования, — обучение или просто диплом? Что касается системы начального и среднего профессионального образования, здесь нужна поддержка работодателей, разработка системы квалификаций, и первые шаги уже делаются. При этом, по словам Болотова, есть еще одна проблема и в США, и в России — наличие академически неуспешных учащихся. PISA, как и российский ЕГЭ, показывает, что 20-30 процентов из них занимают пограничное в этом смысле положение. А ведь некоторые потом поступают в вузы.

«Действительно ли бум на высшее образование сулит проблемы самим выпускникам вузов и отечественной экономике?» — выразил сомнение Ростислав Капелюшников, заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ. Все исследования показывают, что к середине века российская рабочая сила будет на две трети состоять из обладателей вузовских дипломов (если часть этих людей не уедет в другие страны). Но, по словам Капелюшникова, их шансы на трудоустройство с начала 1990-х только увеличивались. Естественно, что поведение детей и родителей в таких условиях выглядит абсолютно рациональным. Возможно, безработица среди выпускников университетов и начнет расти, но опыт 2000-х годов заставляет отнестись к этой картине скептически. И не ожидать, что российскую экономику уже за поворотом ждет катастрофа в связи с «перепроизводством» людей с высшим образованием.

Не стоит исключать из рассмотрения и проблему миграции: сегодня и рынок образования, и рынок труда должны рассматриваться на глобальном уровне, добавила директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования (ИРО) ВШЭ Татьяна Абанкина. Исследования ИРО показывают, что выпускникам учебных заведений начального и среднего профессионального образования сложнее устроиться по специальности. Директора московских строительных колледжей, которые лично обходят руководителей строительных компаний, жалуются, что их студентов никуда не берут: нужны мигранты из Средней Азии, сказала Абанкина. Единственный выход для выпускников СПО: продолжать образование, поступать в вуз. А некоторая часть выпускников российских вузов, в свою очередь, примеривается к рынкам труда других государств.

Вопрос о качестве массового высшего образования при низком среднем уровне абитуриентов становится при этом все более актуальным, отметил и.о. проректора ВШЭ Исак Фрумин. Но даже председатель правительства РФ признает, что невозможно заставить людей не получать высшее образование и отправлять их в ПТУ и техникумы. И поскольку Россия, «как завозила, так и будет завозить» рабочую силу на стройки, надо думать о повышении ее качества, возможно, даже улучшении системы профессионального образования в Таджикистане, Молдавии и Украине.

Есть, впрочем, еще один «ход», но «блюстители университетской традиции» выступают против него, отметил Исак Фрумин. Можно «обмануть» абитуриента и общественное мнение и сказать, что трехлетний медицинский колледж — это университет для подготовки медсестер. Именно этим занимаются скандинавские страны, правительства которых назвали свои бывшие техникумы «университетами прикладных наук». Российский министр образования возмущался, что его коллега из Великобритании предложил признавать двухлетние бакалаврские дипломы. «Но это тот же самый путь, — подытожил и.о. проректора ВШЭ. — Если люди хотят получить непременно высшее образование, давайте дадим его им за два года и отправим работать медсестрами. Заставить их поступать в действующие медучилища не получится».

Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.