• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«На матфаке ВШЭ главное — это люди»

«На матфаке ВШЭ главное — это люди»

Выпускники факультета математики НИУ ВШЭ Андрей Ионов и Лера Старичкова, поступившие на образовательные программы в ведущие зарубежные университеты, рассказали о любви к математике, уровне математического бакалавриата в Вышке и тонкостях поступления на PhD-программы.

Почему математика

Андрей Ионов
Андрей Ионов, PhD-программа по математике, Массачусетский Технологический Институт (MIT)

Интерес к наукам и знаниям в целом мне привили родители в детстве. Наряду с мультфильмами я много смотрел документальных фильмов, а по выходным мы с семьей ходили в музеи. С родительской подачи я посещал различные кружки и дополнительные занятия, участвовал в олимпиадах: по биологии, истории, математике, физике, химии. В 6 классе я начал ходить в математический кружок малого мехмата МГУ и быстро обнаружил, что здесь у меня с ребятами намного больше общих интересов и тем для разговоров, чем с одноклассниками. В 8 классе я поступил в математическую школу № 57  и еще больше стал заниматься математикой и физикой. А однажды, в летней математической школе, студент-преподаватель, заметив мой интерес к более продвинутым областям математики, посоветовал мне попробовать пойти на занятия в Независимый Московский Университет (НМУ). В итоге к окончанию школы я уже отучился там 2 курса.

Везде, где я учился, мне везло с преподавателями, которые видели мой интерес и стимулировали заниматься еще больше.

Лера Старичкова
Лера Старичкова , магистерская программа «Mathématiques et Applications», Университет Paris-Sud

Моя олимпиадная математическая жизнь началась в шестом классе. Вечерняя математическая школа в гимназии № 1543 сформировала математическую «тусовку» учеников, с которыми мы начали ездить на олимпиады, математические бои, регаты и тому подобное. Мне нравился процесс решения логических задач, и в результате, когда в восьмом классе произошло разделение на профили, я выбрала математику, поступив в математический класс 57-й школы. В школе было много замечательных, умеющих заинтересовать преподавателей по различным предметам, но все равно у меня появилось четкое ощущение, что в математике я разбираюсь лучше, чем в остальных сферах. Поэтому над выбором направления при поступлении в университет я даже не думала. В то время я слышала много положительных отзывов о математическом факультете НИУ ВШЭ — от моей сестры и от предыдущего класса моего классного руководителя; так что поступать я решила на матфак.

На первом курсе много работала: ассистентом преподавателя на матфаке, ФКН, РЭШ, вела кружок в школе № 444, репетиторствовала. В какой-то момент мне захотелось попробовать свои силы в прикладной математике, отчасти из-за этого я выбрала магистерскую программу Mathématiques et Applications, которая состоит из двух независимых годов — мастер 1 и мастер 2. Для двух лет обучения я выбрала программы «Voie Jacques Hadamard» и «Analyse, Arithmétique, Géométrie».

В чем плюсы Вышки

Андрей Ионов: На мой взгляд, главное преимущество факультета математики Вышки — это его люди, причем, как сотрудники, так и студенты, общение с которыми сыграло и до сих пор играет важную роль в моем математическом развитии. Многие преподаватели факультета — ученые мирового уровня, которые не только регулярно читают курсы, но и почти всегда готовы к общению со студентами. Кроме этого, с лекциями и докладами на матфак часто приезжают ведущие математики со всего мира. Очень много активно интересующихся и занимающихся математикой студентов. Это даёт возможность всегда обсуждать свои математические проблемы, разбираться, задавать вопросы. Активно организовываются самостоятельные студенческие семинары, на которых можно поделиться результатами своей научной деятельности, обсудить статьи и так далее. Мне кажется, что для математики, как и для многих других областей науки и культуры, очень важно окружающее ее сообщество и чем оно больше и активнее, тем успешнее университет, и Вышка в этом смысле очень сильный вуз. 

К другим, «более практическим», плюсам я бы отнес возможность  определять свою учебную программу на старших курсах, наличие общей комнаты для студентов, возможность получения финансовой поддержки: есть ряд конкурсов и специальных стипендий, например, если ты работаешь стажером-исследователем в одной из лабораторий факультета, а также поддержка участия в международных школах и конференциях.

Лера Старичкова: На матфаке ВШЭ мы решали задачи в большом количестве и часто, чтобы с ними справиться, приходилось самостоятельно производить небольшую научную работу — искать необходимую теорию, общаться с другими студентами и спрашивать преподавателей. Конечно, разработанный в процессе навык очень полезен для научной деятельности, но сам процесс занимает много времени, отчего часто оказываешься в состоянии «должника», когда нужно закрывать листки с задачами нескольких курсов, параллельно занимаясь курсовой работой. Из-за этого на четвертом курсе я чувствовала себя очень измотанной, больше даже морально, чем физически.

В целом, на первом курсе магистратуры в Орсэ учиться было легче, чем на матфаке Вышки. По количеству часов курсы в Орсэ больше — базовый курс здесь состоит из 5 часов лекций и 6 часов семинаров в неделю, тогда как на матфаке формально по полтора часа лекций и семинаров. В то же время количество подаваемого материала на матфаке зачастую было даже больше, чем в Орсэ. Здесь я впервые оценила уровень бакалавриата Вышки. С одной стороны, объем полученных знаний дал мне большую фору по приезде во Францию, но с другой - углубиться в отдельные темы каждого курса я смогла только в Орсэ, в Вышке на это просто не хватало времени.

Что интересно математикам

Андрей Ионов: Основная сфера моих научных интересов — это алгебраическая геометрия, теория представлений и математическая физика. Словосочетание «алгебраическая геометрия» я услышал случайно в старших классах школы, начал расспрашивал учителей и знакомых и, в конце концов, понял идею, которая мне очень понравилась — про геометрические объекты (многообразия, пучки) можно думать, как про алгебраические (кольца, модули) и наоборот. Позже я осознал, что один из самых продуктивных и ярких методов математики последних десятилетий — думать про объекты одной области математики в терминах другой области, перенося при этом методы и техники. Также мое  изумление и восхищение вызвали примеры того, как содержательная математика возникает в физике, например, применение групп и алгебр Ли и теория представлений в квантовой механике. Меня очень воодушевляют физически мотивированные задачи. А теорией представлений я увлекся после семинаров первых курсов матфака. Благодаря Вышке мои математические интересы получили поддержку и развитие.

Лера Старичкова: В Москве я занималась динамическими системами со своим научным руководителем Юлием Ильяшенко, более точно, классификацией бифуркаций в некотором частном случае семейств векторных полей, используя теорию графов. В этом году меня заинтересовал проект, связанный с изучением статьи по теории чисел. Думаю, что меня на это вдохновил курс «Теория чисел» Вадима Вологодского, который я слушала  в Вышке. Я пообщалась на эту тему с профессором из Орсэ и он предложил мне позаниматься приложением теории чисел в теории динамических систем. Пока мне все нравится, очень интересно. В целом очень радует взаимодействие разных научных областей, сначала это меня скорее удивляло, а теперь кажется замечательным и логичным — в школе у нас был метод решения олимпиадных задач через подсчет двумя способами — вот это практически оно.

Основным моим нематематическим и весьма актуальным увлечением с первого сентября стал французский язык.

Как поступить в зарубежный университет

Андрей Ионов: Меня вполне устраивало продолжать обучение в аспирантуре матфака, где я сейчас учусь, поэтому мне не было страшно не попасть на зарубежную программу, и я подал заявки только в сильнейшие университеты. Выбирал по нескольким важным для себя критериям — сильное математическое сообщество и профессорско-преподавательский состав, курсы, отвечающие моим математическим интересам. Массачусетский технологический институт выбрал, потому что он удовлетворяет всем моим требованиям, к тому же расположен в пригороде Бостона. Этот город  одни из главных математических центров в мире, в его окрестностях, помимо MIT, расположены Гарвард, Норсистерн, Университет Бостона, которые активно сотрудничают друг с другом. Студенты этих университетов нередко ходят на курсы и семинары друг к другу.

Готовить документы для поступления на программу PhD в американский университет нужно за год до начала предполагаемого обучения. Осенью необходимо сдать несколько тестов по математике и английскому языку (GRE, TOEFL), получить рекомендации преподавателей, знакомых с вашей научной работой, и до середины декабря подать заявку в электронном виде через сайт университета. Рекомендации имеют очень большое значение, поэтому к ним надо отнестись ответственно. Роль играют также результаты тестов и письменные работы: статьи, препринты, дипломные работы. Повысить свои шансы можно, рассказав о своей заявке кому-нибудь из профессоров интересующего вас университета. Каждый год в университеты поступает несколько сотен заявок, и напоминание о себе повышает шансы вашей заявки быть замеченной в общей массе.

Лера Старичкова: Поступать на франкоязычную магистерскую программу с абсолютным нулем в языке казалось довольно амбициозно с моей стороны. Заявку на программу можно было подать на английском языке, а на интервью с профессорами я сказала, что не знаю французского. Они посмеялись и продолжили беседовать со мной о математике на английском языке.

При обучении помогло, что в математике очень много универсальных терминов. Также курсы первого семестра позволяли переписывать с доски, потом переводить и восстанавливать всю лекцию по записям. Вопросы тоже можно было задавать на английском языке. На семинарах, в целом, все было понятно, кроме шуток и задач с большим количеством гуманитарных слов по теории вероятности.

Не считая двух студентов, все мои однокурсники в Орсе французы, которые не очень любят говорить на английском языке, поэтому у меня здесь хорошая языковая практика. В сентябре общаться было очень тяжело, особенно непросто было оформлять документы и коммуницировать с администрацией. Сейчас однокурсники говорят, что мой французский уже совсем не плох, а я рада, когда понимаю эту фразу с первого раза.

Вам также может быть интересно:

«Это была прекрасная школа для нового поколения математиков»

На прошлой неделе в НИУ ВШЭ прошла пятидневная конференция по алгебраической геометрии и математической физике, организованная совместно с Пекинским институтом математических наук и приложений. В ней приняли участие более 30 математиков из ведущих университетов мира, в том числе молодые ученые.

Математики России и Китая встретятся в Вышке

С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.

НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»

С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»

«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.

В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики

3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».

Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022

29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.

«Математика — это праздник, который всегда с тобой»

Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.

Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»

В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.

«Вся наша жизнь — динамическая система»

Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.