Оратория "Отвал Башки" для хоров с оркестром
С любезного согласия автора мы публикуем работу нетрадиционного жанра, посвященную актуальным проблемам реформирования отечественного образования.
"Блажен, кто посетил сей мир
 В его минуты роковые"
 А. Пушкин
"Человечество хохочет,
 Расставаясь со старьем"
 А. Вознесенский
С любезного согласия автора мы публикуем работу нетрадиционного жанра, посвященную актуальным проблемам реформирования отечественного образования. Нет сомнения, что она выражает интересы определенной и значимой части его стейкхолдеров. Традиционно в русской образовательной политике — что как учащиеся, так и учителя не имеют возможности повлиять на решения касаемо грядущих изменений их работы и судьбы. Остается либо смиряться, либо ожесточенно грозить в небеса кулаком, либо показывать тем же небесам фигу (лучше в кармане, во избежание усугубления неприятностей).
С позиции же реформаторов (каковым в силу тех же обстоятельств на роду написано помирать непонятыми, то бишь — нерасслышанными гневными представителями реформируемых), критика смехом — то есть фига, из кармана вынутая, — безусловно полезна, ибо помимо обратной связи представляет еще и повод посмеяться.
Оратория "Отвал Башки" для хоров с оркестром
В трех частях, с прологом и эпилогом.
 
 В ПРОЛОГЕ на сцене появляются Аллегорические Фигуры.
 Первая фигура одноглаза, криворыла, хрома на обе ноги. Фигура заикается, пришепетывает, нервно взвизгивает и иногда писается. На голове у фигуры кокошник, на ногах — лапти, в руках — указка. Это Аллегория Народного Образования.
 
 Вторая фигура придурковата, мускулиста, и чрезвычайно активна.
 В руках у фигуры два пустых пластмассовых ведра, красное и синее. Появившись на сцене, фигура начинает активно переливать из пустого в порожнее. Это Аллегория Реформ Народного образования.
 
 Выйдя на авансцену, фигуры принимаются петь нестройным дуэтом:
 
 1-ая Фигура:
 — Реформируют меня, 
 Сирую, болезную...
 
 2-ая фигура:
 — Да тебя в расход пора,
 Дуру бесполезную.
 
 1-ая фигура:
 — Я детишек обучу
 Чтению и пению...
 
 2-ая фигура
 — Право слово, есть предел
 Всякому терпению...
 
 1-ая фигура:
 — Хоть коса я и крива,
 А зато бесплатная!
 
 2-ая фигура:
 — Дура, дура ты моя,
 Эх, невероятная...
 
 Фигуры, обнявшись, уходят со сцены.
 Их место занимает Аллегория Науки. Это дама элегантного возраста. На носу у нее очки, на голове — паричок. Из паричка торчат ручки, карандаши, и даже небольшой дырокол. На голове у Аллегории венок, в руках — арфа.
 
 Часть 1
 
 Аллегория Науки поет тихо и задумчиво:
 
 — Я недавно создала модуль обучения!
 Вот такие у меня чудо-увлечения!
 
 Хор за сценой:
 
 Я убью себя апстену,
 Чуя лютую беду.
 На Болонскую систему
 Добровольно не пойду!
 
 Аллегория Науки:
 
 — Я программу напишу
 Длинную, красивую...
 А на помощь приглашу
 Я кобылу сивую...
 
 Хор за сценой:
 
 Мы закроемся в подвале, окна досками забьем. 
 На Болонскую систему ни за что не перейдем...
 
 
 Часть 2
 
 На сцене несколько хоров:
 
 Первый хор состоит из школьников и школьниц. Школьники и школьницы одеты как персонажи сериала «Школа», но очень напуганы. В руках у них мобильные телефоны. Нервно приседая дети отправляют куда-то длинные СМС. Некоторые плачут и писаются.
 
 Второй хор — студенты. Это люди с остекленевшими глазами. Группа нервно озирается, перешептывается и приседает. Видно, что им тоже хочется описаться, но они крепятся из последних сил.
 
 Третий хор — школьные учителя. Это несколько женщин пенсионного возраста, и нервный мужчина в гимнастических брюках. В руках у него хоругвь, а на плечах — погоны. Присмотревшись, мы видим, что одна погона генеральская, а вторая нарисована фломастером. На голове у мужчины тюбетейка. Из-под тюбетейки видны пейсы.
 
 Четвертый хор — преподаватели вузов. Это те же женщины пенсионного возраста, но с ними нет мужчины, и одеты они в арестантские робы. По лицам видно, что это коррупционеры.
 
 На заднем плане мечется с ведрами Аллегория Реформ.
 
 
 Все четыре хора поют хором:
 
 Школа средняя в слезах, высшая — в прострации.
 Вот такая вот фигня в нашей Федерации…
 
 Хор школьников: 
 
 Мы ЕГЭ сдавали с Васей, 
 Вася нервный, Вася квасит.
 Буду я покрепче Васи, 
 Но, видать, и я заквасю. 
 
 Хор студентов:
 
 Мы в магистры не пойдем, 
 Не гонясь за лаврами!
 Полудурками помрем,
 То есть — бакалаврами.
 
 Аллегория Реформ, выскакивая на авансцену:
 
 Хороши у нас дела,
 Жизнь бурлит и пеницца!
 И реформа в рост пошла, 
 Куда ж она денецца?!
 (убегает, уворачиваясь от хоругви)
 
 Мужчина с хоругвью: 
 
 Мине Родина приказ выдала решительно!
 Разовью духовно вас я сейчас стремительно!
 Про Ислам прочту с листа,
 И про Будду с Торою,
 И про Шивину жену, позабыл — которую.
 
 Если ж завтра не помру при таких условиях, 
 Преподам я вам физру вместо богословия!
 
 
 Сводный хор учителей и преподавателей:
 
 Заполняла я таблицу, тридцать граф и три страницы!
 Мне, согласно той таблице, лучше в море утопиться!
 
 Ай-люли, ай-люли, новый график принесли!
 Вшестером его чертили, все чернила извели!
 
 И таблица хороша, и отчетность новая! 
 Что ж, зарплата ты моя, до сих пор НЕХОРОША?!
 
 Аллегория Реформы выбегает на авансцену, хочет что-то спеть, но все четыре хора гонятся за ней, и она в панике бежит, роняя ведра.
 
 
 Часть 3
 
 На сцене тощий мужчина. На голове у него облупившаяся пластмассовая корона. В остальном мужчина совершенно гол, за исключением старомодных семейных трусов синего сатина.
 Корона мужчине велика, и ее все время приходится придерживать руками. Мужчина, тем не менее, выглядит счастливым.
 Он вертится перед большим зеркалом и поет: 
 
 У меня дела идут, я реформы двигаю,
 И меня не напугать вашей тощей фигою!
 У меня кругом прогресс, тесты-презентации, 
 От моих успехов весь белый свет в прострации!
 Всем доволен я вполне, 
 Все мне в жизни нравится! 
 Эх, легко у нас в стране
 Дураку прославиться!
 
 При этих словах мужчина поворачивается к нам спиной. На тощей грязноватой спине маркером написано: «...».
 
 
 Эпилог: 
 
 На сцене Аллегория Народного Образования:
 
 На своем веку, друзья,
 Я видала многое…
 Вот, стою пред вами я,
 Дура хромоногая…
 
 Реформируют меня
 Без стыда и совести!
 Нету роздыху ни дня,
 Нет печальней повести.
 
 Я пощады не прошу, 
 Облегченья бремени.
 Внукам вашим отомщу
 Я с теченьем времени…
 
 Сзади к Аллегория Народного Образования подкрадывается Аллегория Реформы, и убивает Аллегорию Народного Образования ведром.
 На заднем плане слышны стоны.
 В небо взвиваются огни фейерверков.
 Начинается пожар и всеобщая паника. 
 
 Занавес.
Вам также может быть интересно:
Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России
18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.
Знаменитый канадский исследователь расскажет, как проводить изменения в образовании более эффективно
18 февраля на семинаре Института образования ВШЭ впервые выступит почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан — глобальный лидер и самый цитируемый специалист в науке о развитии образования последних двух десятилетий.
Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен
Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.
Как реформировать бакалавриат?
Бакалавриат, на который перешли практически все российские вузы, — это по-прежнему образование по специальности. Но в вузах необходимы программы общего высшего образования, и студенты должны получить возможность выбора образовательных траекторий, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
В рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию ВШЭ, 26 ноября прошла серия круглых столов
26 ноября в рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию Высшей школы экономики, состоялись круглые столы по тематике развития образования и научных исследований.
Десять трендов современного образования
16 октября состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» выступил доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия).
Старцев Б.Ю. Хроники образовательной политики: 1991–2011. М.: НИУ ВШЭ, 2012
«Хроники образовательной политики: 1991–2011» — это серия очерков из истории образования в постсоветской России.
В поисках квалифицированных исполнителей
22 ноября в Высшей школе экономики состоялось заседание экспертной группы № 7 по доработке Стратегии-2020 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». Рассматривался вопрос о совершенствовании разделов проекта интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации», посвященных профессиональному образованию.
Школы и вузы: экстренные вызовы
19 мая в Высшей школе экономики прошло очередное совместное заседание двух экспертных групп по обновлению Стратегии-2020 – № 7 «Рынок труда, образование, миграционная политика» и № 8 «Новая школа». С докладами выступили их руководители — ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и научный руководитель Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
Расходы на образование: от вуза до детского сада
6 апреля в рамках XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в ВШЭ прошла сессия «Экономика и управление образованием» секции «Развитие образования». О проблемах финансирования образовательной сферы рассуждали научные сотрудники из университетов разных регионов России.


