• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вышка школам»: на проектной сессии ВШЭ обсудили актуальные вопросы общего образования

«Вышка школам»: на проектной сессии ВШЭ обсудили актуальные вопросы общего образования

© Высшая школа экономики

26 апреля 2025 года в Высшей школе экономики состоялась проектная сессия «Вышка школам», собравшая более 90 педагогов и администраторов образовательных учреждений из более чем 20 регионов России. На мероприятии подразделения университета представили 20 проектов для школ и свыше 150 идей для дальнейшего развития образовательных инициатив.

Основной задачей проектной сессии стало создание площадки для обмена опытом и разработки новых совместных проектов при поддержке НИУ ВШЭ. Участники познакомились не только с исследованиями и проектами в области среднего образования, но и с успешными практиками, внедренными в учреждениях Университетского образовательного округа — сети партнерских школ, которые в сотрудничестве с вузом обеспечивают своим выпускникам высокий уровень образовательных результатов и ориентируют их на поступление в современные университеты, в том числе в Высшую школу экономики.

Открытие проектной сессии прошло в формате пленарного заседания. Ирина Резанова, директор Центра взаимодействия с регионами, представила итоги работы Университетского образовательного округа за прошлый учебный год. Константин Серегин, заведующий Лабораторией управления школой, познакомил участников с результатами исследования о предуниверсариях ведущих вузов России. Антон Заграничный, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании, рассказал о ключевых трендах в школьном образовании в 2025 году. Оксана Кононенко, директор Центра целевой профориентации, проинформировала о возможностях целевого обучения в НИУ ВШЭ.

Также представители партнерских школ поделились своим опытом реализации таких успешных проектов, как персонализированное обучение, интеграция искусственного интеллекта в образовательный процесс, работа школы как ресурсного центра и запуск школьного IT-инкубатора.

Ирина Резанова (вторая справа)
© Высшая школа экономики

После заседания участники смогли познакомиться с проектами подразделений университета, о чем подробнее рассказывает Ирина Резанова: «Выставка проектов была организована в формате “Образовательной песочницы”. Каждому участнику мы предоставили индивидуальный маршрутный лист для посещения пяти стендов, конкретный набор которых зависел от заранее указанных им интересов. На стендах можно было находиться не более 15 минут. Мы ввели такое ограничение специально, чтобы участники могли уделить внимание каждому из проектов и получить максимум пользы в этот день». В «Образовательной песочнице» было представлено 20 проектов от довузовского блока университета (Центр взаимодействия с регионами, факультет довузовской подготовки, Лицей НИУ ВШЭ) и образовательных подразделений (Институт образования, факультет географии и геоинформационных технологий, факультет гуманитарных наук, Школа иностранных языков, факультет компьютерных наук, факультет мировой экономики и мировой политики, факультет социальных наук, факультет экономических наук, факультета креативных индустрий).

На следующем этапе были организованы четыре параллельных мастер-класса, нацеленных на развитие педагогических и управленческих навыков (три из них представил Институт образования НИУ ВШЭ). Ирина Абанкина, заслуженный профессор, провела встречу на тему «Современное управление образовательной организацией: экономика образовательных программ», на которой был представлен подход к оценке эффективности деятельности школы и муниципалитета на основе индикативного метода.

На воркшопе «Концепт-школа: практикум по моделированию школ в различных контекстах» Наталья Исаева, академический руководитель магистерской программы «Управление образованием», и Константин Серегин, заведующий Лабораторией управления школой, познакомили посетителей проектной сессии с рамкой описания модели школы, которую можно использовать при анализе и «упаковке» своего опыта или проектировании концепции. Участники обсудили, какие внешкольные факторы и особенности контекста значимо связаны с уникальностью школы, как управленческие усилия и фокус внимания отражаются в модели школы и чем на самом деле управляют директор и административная команда.

Дарья Томасова, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании, на мастер-классе «Путь инноватора в образовании» представила различные площадки поддержки образовательных инноваций: конкурсы, грантовые фонды, акселерационные площадки и инкубационные программы, кейс-чемпионаты и региональные программы развития инноваций.

С темой «Система методического сопровождения, внутришкольной аттестации и повышения квалификации учителей иностранных языков на основе современных трендов образования: опыт проектирования и реализации в школах с углубленным изучением английского языка» выступила Александра Гоза, преподаватель курсов повышения квалификации для учителей английского языка. Она поделилась опытом и результатами методического сопровождения школ для уровней НОО, ООО и СОО, нацеленными на повышение качества преподавания и подготовленности учащихся по иностранному языку. Слушатели узнали об этапах совершенствования и трансформации ряда школьных процессов и процедур с учетом современных трендов образования.

В заключительной части проектной сессии состоялись встречи по форматам сотрудничества для партнерских и базовых школ, а также школ Распределенного лицея НИУ ВШЭ, где были представлены аналитические данные по работе проектов. Участники обсудили задачи на будущее и возможности сетевого взаимодействия в условиях меняющейся реальности. Представители организаций из Самары и Череповца поделились своим опытом работы в коллаборации с НИУ ВШЭ, а именно особенностями развития профессиональной педагогической команды, системным подходом к интегрированному обучению и многопрофильным обучением в малых группах. На секции для базовых школ также обсудили создание эффективной модели сетевого взаимодействия организаторов конкурса «Высший пилотаж — Регион», его развитие от интеллектуального состязания к образовательной среде, повышение качества работ конкурсантов при сопровождении студентов НИУ ВШЭ из числа выпускников базовых школ, а также привлечение индустриальных партнеров-трекеров.

Стать партнерской организацией НИУ ВШЭ

Проектная сессия «Вышка школам» стала важным шагом к укреплению сотрудничества между образовательными учреждениями и НИУ ВШЭ, открыв новые горизонты для совместной работы и развития школьного образования в России. После завершения мероприятия все участники получили материалы с презентациями от подразделений и гайдами, а также поделились обратной связью о проектной сессии.

Наталия Хохрякова, школа №1298 «Профиль Куркино», Москва

— В обычной жизни сильно не хватает нетворкинга, активного взаимодействия с большим количеством коллег, поэтому мне нравится выходить за пределы школы. Благодаря этому очному мероприятию я получила новую полезную информацию и контакты — это действительно важный на сегодня ресурс. Дистанционно просто невозможно узнать обо всех существующих проектах.

Татьяна Русских, гимназия №210 «Корифей», Екатеринбург

— Интересное знакомство с проектами в «песочнице». Новые возможности для использования в нашей школе. И конечно, крайне полезные материалы и информация, которую можно передать коллегам.

Ирина Зорина, гимназия №2, Екатеринбург

— Тренды от Вышки: первое — это профориентация, ее качество и уровень, второе — развитие педагогов школы и их тяга к уровню преподавателей Вышки, третье — помощь в повышении конкурентоспособности ученика в мире. Немаловажными вещами являются также создание горизонтальных связей и социальных партнерств, личностный рост и соединение ролей в личности.

Светлана Попова, директор гимназии имени Петра Первого, Москва

— Тенденции будущего в образовании — это индивидуализация и персональные образовательные маршруты. Круто, что в Вышке есть инструменты, помогающие это реализовать. Следовательно, второй пункт — это уход от массовости. В-третьих, надо полностью разобраться, как от исследований перейти к практической части. И последний пункт — разработка исследований и практик по запросу.

Александра Кулешова, школа №2054 Распределенного лицея НИУ ВШЭ, Москва

— Вышка для меня — это рост, открытость и междисциплинарность.

Сергей Селичев, Самарский медико-технический лицей, Самара

— Сотрудничество с Вышкой представляется мне комфортным и открытым. Чувствуется легкость университета на подъем: думаю, если появится идея, то в ответ найдутся инструменты для ее реализации. Также в вузе уже есть широкий спектр предложений сотрудничества на разной основе и варианты взаимодействия. Считаю важным продолжать выстраивать теплый контакт.

Алена Грудницкая, координатор направления довузовской подготовки, Международная гимназия Сколково, Московская область

— Проектная сессия — значимое событие для школьного сообщества, которое помогает не только обменяться опытом, посмотреть на проблемы с другого ракурса, но и найти новые решения. День был насыщенным, продуктивным и интенсивным! Выражаем огромную благодарность за возможность посетить «Вышку школам»!

Сергей Баринов, заведующий Лабораторией современной школьной географии и краеведения, ВШЭ, Москва

— Участники проектной сессии демонстрировали высокий уровень вовлеченности и интереса к проектам Вышки: от многих коллег звучал запрос на методическую поддержку собственных проектов, реализуемых в их школах. Большой удачей была возможность для преподавателей и администрации разных школ услышать друг друга в рамках смешанных групп при работе на станциях.

Вам также может быть интересно:

Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту

Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.

Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований

Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.

В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение

Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.

НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом

21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.

НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае

В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.

«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»

Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.

Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира

Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.

Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»

С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.

Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации

Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.

Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС

Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.