Вышла электронная версия книги Александра Милкуса о реформе советского образования
На книжных сайтах появилась электронная версия издания «Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло». Эта книга – часть проекта «Свободная школа», который выполняла ПУЛ медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ в течение трех лет. О том, как менялась система образования в России, рассказывают бывшие министры Владимир Филиппов и Андрей Фурсенко, заместители министров Александр Асмолов, Виктор Болотов, Елена Чепурных, Игорь Реморенко, Наталья Третьяк, Владимир Шадриков, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
В работе над книгой использованы интервью руководителей региональных систем образования Любови Кезиной и Ефима Когана, известных педагогов Шалвы Амонашвили, Анатолия Каспржака, Виктора Рябова, Елены Ленской, Исака Фрумина. О том, как создавались школы «нового образца», вспоминают Татьяна Меркулова, Сергей Казарновский, Ахтам Чугалаев.
Издание посвящено периоду с 1984 по 2012 годы – от начала очередной реформы образования, инициированной ЦК КПСС, до ухода с поста министра образования Российской Федерации Андрея Фурсенко.
Александр Милкус, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании, журналист, автор книги
Ностальгия по советскому образованию и сейчас невероятно популярна. Но можно ли вернуть ту систему, сложившуюся много десятилетий назад? И почему тогда в начале 80-х годов прошлого века система образования не устраивала ни власти, ни учителей? Тот, кто прочтет книгу, сможет для себя ответить на эти вопросы.
Книга основана на документах, принятых в разное время и задававших рамки развития системы образования. Вы узнаете кто был автором «вариативности образования», кто ввел в обиход термин «компетенции», почему развернулась война между книжными издательствами, как родился Единый госэкзамен и какова роль фонда Сороса в новой системе образования России.
Проект «Свободная школа» включает четырехсерийный документальный фильм, интервью с людьми, которые в разное время определяли стратегию развития системы образования, библиотеку важнейших документов, многие из которые были специально оцифрованы, и книгу «Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло», написанную по материалам проекта.
Однако это издание – не сборник сухих документов. Какова судьба популярных учителей-новаторов и подготовленного ими манифеста? Кто стал авторами первого Закона «Об образовании»? Как родился предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? Почему в стране не ввели 12-летнюю систему школьного образования? Почему в вузах обучение разделили на бакалавриат и магистратуру? И как возникли первые частные гимназии, лицеи и вузы? Обо всем этом можно узнать из книги.
По QR-кодам, опубликованным на ее страницах, можно получить доступ к полным текстам основных документов, определивших развитие системы образования России с середины 80-х годов прошлого века по 2010 год. А на сайте проекта «Свободная школа» можно послушать обсуждения фильма, которые состоялись в рамках ММСО-2020 с Александром Асмоловым, Анатолием Каспржаком, Еленой Ленской, Виктором Болотовым, Игорем Реморенко, Натальей Третьяк.