Проверка на живость
15 апреля пройдет финал студенческого проекта «Битва бизнесов» — своего рода образовательной площадки для молодых бизнесменов. За шесть недель участники под присмотром состоявшихся предпринимателей создавали реальный бизнес и на практике прошли путь от идеи до ее воплощения и получения прибыли.
В начале 2015 года студенты бакалавриата и магистратуры ВШЭ придумали первое студенческое реалити-шоу. Видеокамеры в течение полутора месяцев следили за тем, как восемь студенческих команд из разных вузов пытаются заработать свои первые деньги под руководством наставников — молодых предпринимателей. Из 65 заявок, поданных для участия в проекте, были выбраны 8 команд и 8 разных бизнесов. Еженедельно на встречах-сессиях с наставниками команды отчитывались о своих успехах. В финале победит самая успешная команда, главный приз для которой — правильно выстроенный бизнес и, конечно, заработок, который он принесет за отведенные недели.
Финалисты проекта рассказали, как можно заработать на плохом зрении, Инстаграме, танцах, свитшотах с Шагалом и многом другом.
Бизнес: прибор для коррекции зрения (наставник — Олег Торбосов,основатель группы компаний «Финансовые партнеры»)
Павел Крамаренко, студент ВШЭ, образовательная программа «Реклама и связи с общественностью», 3 курс
Наша команда встретилась еще в рамках Лаборатории бизнеса Дмитрия Молчанова — там мы с успехом прошли все этапы курса, а теперь проверяем жизнестойкость своей затеи в рамках «Битвы бизнесов». Идея бизнеса сложилась, когда я познакомился с Андреем Бурсовым — он предложил продукт, на котором мы и построили свой кейс. Это прибор «Фузиотрен», который разработал для гражданской авиации отец Андрея, там он используется для того, чтобы поддерживать хорошее зрение у пилотов. А у сына появилась идея вывести прибор за рамки авиации.
Мы создали для продукта рыночную оболочку — полностью поменяли дизайн и добавили функционал. Сейчас мы подписали контракт с крупной сетью аптек «A5», которые уже взяли прибор на реализацию. Также ведем переговоры с магазином MadRobots, чтобы продаваться и там. Остальные продажи будем осуществлять через сайт. «Битва» нам очень помогла именно в работе с продажами в сети — мы благодарны нашему куратору Олегу Торбосову.
Бизнес: неформатный отдых (наставники — Алексей Галицкий, основатель консалтинговой компании UP inc, и Роман Миллер, владелец лаунж-кафе Mellow Yellow)
Александра Митрохина, выпускница РГУТИС
Мы пришли к выводу, что в отечественном туризме есть проблема — очень много молодежи, которая хочет отдыхать большой компанией, не может найти подходящий для себя отдых. Нам самим хотелось бы так отдыхать, и мы решили создать компанию «HIGHWAY», которая предлагает туры-выезды в формате большой компании (люди в ней не обязательно могут быть знакомы). Под выезд мы пишем свою программу — и каждый день человеку понятно, что он там делает. По сути это такой лагерь отдыха для взрослых.
Недавно у нас состоялся первый выезд — 28 человек поехали на Домбай, катались на лыжах и сноуборде, тусовались, проводили вечерние активности от пати до игр и песен под гитару. Ребята также проходили квест, и победители получили скидку на следующее путешествие. Дальше мы планируем разные программы — в мае едем в Белоруссию, потом будет поездка больше для экстремалов — катаемся на кайтах в Турции и смотрим остров бабочек, а летом будет две поездки в Карелию, где нас ждет сплав на байдарках. Еще будет в Крым в три смены: туристическая, с великами и пешая. Для клиентов такие туры получаются не намного дороже, чем самостоятельные поездки, потому что когда едет большая группа, услуги продаются дешевле. Рентабельность такого бизнеса 30%.
Бизнес: тимбилдинги (наставник — Аяз Шабутдинов, основатель Лайк Холдинга)
Вадим Манзон, студент ВШЭ, образовательная программа «Менеджмент», 3 курс
У нас в «Битву бизнесов» прошли две идеи — проведение тимбилдингов и помощь при увольнении сотрудников. Обе связаны с взаимодействием внутри офисных коллективов и направлены на обучение и консультацию. Тимбилдинг (тим-билд.рф ) в качестве бизнес-идеи был выбран по той причине, что в моей команде есть несколько человек, которые уже три года на этом зарабатывают.
Аяз (Шабутдинов — молодой предприниматель из Ижевска, наставник команды — прим.) посоветовал нам сделать обзвон потенциальных клиентов. Мы обзвонили тысячу компаний — колоссальные физические затраты и минимум результата. Тогда мы придумали некую демо-версию проекта с бесплатным занятием, и сразу согласились два клиента. Для одной компании мы провели бесплатный тимбилдинг. Эффект, который это произвело на сотрудников, нас очень порадовал — им в своих в офисах грустно и скучно, все были рады таким тренингам. После тимбилдинга сотрудники стали сплоченные, мы увидели результат.
Сейчас мы работаем на имя, чтобы наконец заработало сарафанное радио — самый эффективный для нас инструмент продвижения.
Вторую идею с консультациями при увольнении сотрудников никто из клиентов не поддержал — думают, мы из ФСБ, пугаются, и телефонные звонки не работают. Поэтому мы пока оставили эту тему.
Бизнес: свитшоты с картинами отечественных художников (наставник — Аяз Шабутдинов)
Петр Токарев, студент ВШЭ, образовательная программа «Мировая экономика», 2 курс
Я с детства пробовал заработать сам: начинал в 12 лет с «предприятия» по расклейке реклам в районе. Год назад я начал продавать свитшоты под брендом Craftman с принтами полотен великих художников — тему навеяла учеба в Вышке, обилие молодых и модных ребят вокруг и живой интерес всех нас к кино, искусству, музыке и т.п. Надо было куда-то двигаться, и подал заявку на «Битву бизнесов» с пятью совсем другими идеями, но все они оказались отсеяны. Я рассказал Аязу, чем сейчас занимаюсь, он посоветовал вырасти из аутсорс-формата и продавать франшизы. Еще мы открыли ритейловую точку в ТЦ «Щука» и увеличили продажи.
Почему считаю, что бизнес хорош: все мои идеи направлены не только на заработок, но и на образование людей — я хочу, чтобы люди знали и продвигали искусство, даже просто нося его на себе. Даже если человек не ходит в музей на Шагала, он знает его и гордится им через моду. Это лучше и благороднее, чем продавать футболки с героями мультиков, это отчасти социально направленный бизнес.
Бизнес: call-центр на аутсорсе (наставник — Кирилл Фомичев, организатор бизнес-школы «ВВЕРХ»
Вадимир Дьяков, студент ВШЭ, образовательная программа «Менеджмент», 2 курс
Мы придумали проект «Call24-7» специально для «Битвы бизнесов», потому что посчитали, что работа с наставниками принесет плоды. У двоих из нашей команды уже есть бизнесы, они поделились проблемой: как отвечать на звонки, сидя в универе на парах? Тем временем почти все заказы случаются у них в первой половине дня. Сначала мы просто хотели заработать, но потом начали дорабатывать идею и влюбились в нее, увидев потенциал.
Мы ищем людей, готовых работать на телефоне из дома. Все наши клиенты — это сектор b2b, то есть люди с бизнесом, которым нужны люди на телефонные услуги или продажи. Сразу возникла проблема — когда человек работает удаленно, его трудно мотивировать. И наш наставник в этом помог: опираясь на его опыт, мы поняли, как нужно контролировать сотрудника. Даже когда у нас работают люди с другого конца России, нужно дать им почувствовать себя одним коллективом. Ключ тут в том, что изначально мы ищем уже мотивированных людей, которым интересны продажи и которые умеют это делать легко. Ну и — карьерный рост как бонус.
Бизнес: биржа рекламы в Instagram (наставник — Ян Слока, сооснователь онлайн-кинотеатра Vidimax)
Семен Умилин, образовательная программа «Прикладная математика и информатика», 4 курс
Мы занимаемся проектом «Instach» — открываем рекламодателям новый канал через посты в реальных аккаунтах в Инстаграме. Рекламные подписчики типа «Хочешь похудеть?» уже не вызывают никакого интереса, тогда как наш канал — это реальные аккаунты, и это добавляет доверия. Представьте: если друг советует продукт — вы прислушаетесь к нему и отреагируете. На нашем сайте регистрируются те, кто хочет разместить рекламу и те, кто хочет предоставить для нее свой аккаунт. Для тех и других есть личный кабинет, в котором можно посмотреть расценки. Если есть взаимное согласие — происходит покупка рекламы. Рекламодатель видит в личном кабинете отклик со статистикой и может сделать выводы об эффективности.
По опыту мы поняли, что такой способ раскрутки за небольшие деньги довольно эффективен.
Аудитория Инстаграма растет невероятными темпами, Россия входит в пятерку самого активного прироста аудитории в мире (25% в год). Кроме того, это прямая визуальная подача информации о продукте — и пользователь воспринимает его на уровне эмоций, а значит, реагирует сразу.
Бизнес: курсы по устранению заикания (наставник — Айнур Абдулнасыров, основатель сервиса для изучения английского языка Лингва Лео)
Антон Холодкин, 3 курс, совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ
Я давно искал проект, который будет мне интересен. Перед «Битвой бизнесов» мой друг рассказал про своего знакомого, который лечит заикание — я даже не предполагал, что оно лечится. И мы с другом решили создать компанию Tua Vita, которая бы помогала людям решать подобную проблему. Проект мне показался очень интересным по двум причинам. Первая — это потенциально прибыльная сфера. Вторая — ты можешь почувствовать, что действительно помогаешь людям.
На «Битве» нам помогли найти специалистов по лечению заикания в Москве, готовых работать в нашем проекте, доработали сайт. Когда мы начали настраивать рекламу в поисковике, то столкнулись с проблемой — законом о рекламе медицинских услуг. Нам надо было доказать, что то, что мы делаем — не услуги, а консультации. Примерно через 20 звонков в Гугл рекламу все-таки запустили.
В рамках «Битвы» реализовать проект было достаточно проблематично из-за его тематики. Сжатые сроки не позволяют выстроить необходимый уровень доверия как рекламных компаний, так и пользователей. Для того, чтобы убедить человека в нашей компетентности, необходимо дать ему понять, что мы о его проблеме знаем больше. Это сложно. Пришлось изучить проблему и рынок досконально.
Сейчас нам удалось пообщаться с 30 клиентами. Точно неплохой результат, можно продолжать дальше.
Бизнес: школа танцев (наставник — Олег Гуськов, основатель онлайн-кондитерской Mixville)
Анастасия Файзуленова, 2 курс, РУДН
Бизнес, который я придумала, относится к той сфере, в которой я разбираюсь. Никогда не стала бы продавать, к примеру, чайники.
В шесть лет, прибежав на занятие по спортивным бальным танцам, я и не думала, что вскоре буду стоять на пьедестале с титулом «Чемпионка Северо-Запада». Я была уверена, что моя танцевальная карьера продлится очень долго, но после серьезной травмы танцы ушли из моей жизни. С этим смириться я не смогла.
Поэтому, когда приехала в Москву учиться, весь 1-й курс горела идеей открыть свою танцевальную школу и воспользовалась этой возможностью в рамках проекта «Битва бизнесов». Правда, тут не расслабишься — сплошные дедлайны, к тому же у меня лучший наставник, который контролирует бизнес-процесс — это Олег Гуськов.
Когда начинаешь получать первые деньги, хочется просто лечь на кровати и есть пельмени, мол, и так все неплохо. А тут получаешь регулярные пинки от наставника и идешь дальше. Еще «Битва» дала мне возможность побыть в обществе успешных предпринимателей, которые открыли мне глаза на многие вещи.
Тут такой дух соперничества, что можно сойти с ума от удовольствия: у другой команды на 30 тысяч больше, перестаешь спать, есть, только бы заработать 40 тысяч как можно скорее.
Думаю, что те, кто говорят: «Деньги для меня не важны!», просто никогда не держали их в руках. Ты говоришь маме: «Полетели отдыхать, я оплачу тур», — и это так круто!
Вам также может быть интересно:
Бизнес-лидер будущего: какие навыки и подходы определяют успех сегодня
Как топ-менеджерам адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка? Что стоит за эффективным внедрением инновационных проектов? Зачем взрослым опытным специалистам вновь проходить обучение? Обо всем этом, а также о новых подходах к управлению, ценности партнерских отношений и преимуществах корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Бизнес-лидер будущего» Мария Петрова, вице-президент по продажам компании Health & Nutrition, рассказала в интервью Андрею Шаромову, PR-директору и доценту Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Зачем нужна цифровизация бизнеса и как она влияет на экономику
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запустил новый курс «Цифровая трансформация бизнеса: информационные системы и технологии» на портале «Открытое образование». Он посвящен современным методам цифровизации бизнеса и будет полезен тем, кто хочет узнать больше о бизнес-информатике. Подробнее об обучении рассказал кандидат физико-математических наук, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Василий Корнилов.
Электронные дыры и пупырышки: открыт новый сезон Научных боев НИУ ВШЭ
В Вышке стартовал пятый сезон Научных боев. Его тема — научная фантастика. В первом батле сошлись электронные дыры, смешные слова в русском языке, юридический взгляд на коллективное доминирование и проект справедливой системы поступления в вузы. Свои исследовательские проекты студенты разных образовательных программ представили в Центре культур НИУ ВШЭ.
V сезон Научных боев: Вышка отмечает юбилей студенческого научпопа
«Научные бои: Вышка» — студенческий научно-популярный проект, который существует в университете с 2016 года. 12 февраля 2022 года стартует его пятый, юбилейный сезон. Организаторы и победители прошлых сезонов рассказывают о том, как начинался проект, чем он важен и каких перемен в нем стоит ожидать.
Психология потребления и апология насилия: о чем еще можно узнать в финале «Научных боев»
13 ноября пройдет финал четвертого сезона «Научных боев: Вышка». Четыре спикера расскажут о технологиях дополненной реальности, моделях потребления алкоголя, психологии потребления на стриминговых платформах и о том, как религия оправдывает насилие.
Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций
Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».
В Вышке пройдут III Научные бои нового сезона
27 февраля в 3f Loft пройдут III Научные бои 2 сезона. Совсем скоро студенты Вышки расскажут о собственных исследованиях в самых разных областях — от урбанистики до астрофизики. Но только один из них пройдет в финал, где встретится с другими победителями сезона.
Самодур при исполнении
В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.
Два студенческих проекта Вышки стали призерами премии Eventiada IPRA Golden World Awards 2018
Проекты «12 подвигов пиарщика» и «МузВышка» заняли призовые места на Eventiada IPRA Golden World Awards 2018, крупнейшей в Восточной Европе премии в сфере коммуникаций.
Студенческие проекты собрали этой осенью 5069 вышкоинов. Проект уходит на зимние каникулы
В начале учебного года Вышка запустила Вышкоин — краудфандинговую платформу для поддержки студенческих инициатив. Первый этап работы платформы продлился с 13 сентября по 20 ноября. За это время студенческим проектам удалось собрать 5069,14 вышкоина, что по курсу на 2018 год составляет больше миллиона рублей. Подводим итоги первого этапа работы Вышкоина.