• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реформаторские идеи Эдуарда Днепрова стали частью повседневности

Эдуард Днепров. Фото из личного архива
Эдуард Днепров. Фото из личного архива

17 марта на семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось интеллектуальное наследие Эдуарда Днепрова — первого министра образования постсоветской России, ординарного профессора ВШЭ, скончавшегося 40 дней назад. Среди участников семинара были эксперты и управленцы, вместе с ним начинавшие реформу образования в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Эдуард Днепров был ярким идеологом. Занимая должность министра, он проводил в жизнь собственные идеи, что нехарактерно для его предшественников и последователей, подчеркнул ведущий семинара, академик РАО Борис Бим-Бад. Другие министры действовали по воле высшей власти, а от Днепрова на переломном этапе российской истории не требовали выполнения заданий партии и правительства. У него была своя программа реформ, разработанная еще до назначения и воплощенная в законе «Об образовании в Российской Федерации» 1992 года, который, по выражению научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктора Болотова, стал его «нерукотворным памятником».

Начиная научную карьеру как историк образования, Днепров оставался историком и когда стал министром, историзм был у него в крови, считает директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин. Отсюда постоянная рефлексия и рассмотрение происходящего в широком историческом контексте. Он был творцом и одновременно исследователем реформы. «В коридорах министерства витала тень Томаса Джефферсона, мы словно писали Декларацию независимости, искали решения на века, — вспоминал Виктор Болотов, в те годы один из заместителей Днепрова. — Историзм удерживал от глупостей, хотя и мешал принимать решения здесь и сейчас».

Создавая в конце 1980-х годов ВНИК «Школа» — научный коллектив, на десятилетия вперед определивший направления образовательной реформы,  Днепров выступил в роли координатора научного исследования, сумев объединить в единой команде амбициозных и неуживчивых людей, сказал Владимир Собкин, один из членов той команды. Исходной точкой разработок ВНИКа была педагогика сотрудничества, при этом именно Днепров открыл систему образования для других наук — прежде всего экономики (ведь предстояло работать в рыночных отношениях), юриспруденции и социологии, даже создав при министерстве социологический центр. Так в российском образовании появились специалисты, которые ранее были ему чужды.

При Днепрове в российском образовании появились механизмы развития — раньше их не было, система не развивалась, а лишь функционировала

Днепров открыл российское образование для всего мира — вскоре после августовского путча 1991 года он провел в Москве большую международную конференцию с европейскими участниками, рассказала декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская, возглавлявшая в министерстве Днепрова Управление международного сотрудничества. Начал меняться словарь российского образования, а изучение международного опыта перестало быть привилегией узкого круга экспертов. Закон «Об образовании в Российской Федерации» разрабатывался с опорой на мировой опыт и до сих пор высоко оценивается зарубежными коллегами.

По мнению Виктора Болотова, Днепров всегда четко выражал свои мысли, избегал банальностей и требовал того же от своих сотрудников. Сформулированные им 10 принципов развития образования актуальны по сей день, причем не только для России, считает Елена Ленская. В их числе демократизация, многообразие, открытость, гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, непрерывность — проблемы, о важности которых образовательные политики и эксперты говорят постоянно. Как отметил академик РАО Валерий Лазарев, при Днепрове в российском образовании появились механизмы развития — раньше их не было, система не развивалась, а лишь функционировала.

Сегодня в российском образовании работают «дети и внуки ВНИКа», считает член-корреспондент РАО Александр Абрамов, традиционно выступающий в роли алармиста, жестко критикующего современные образовательные реформы. Это и есть результат работы министра Днепрова, действовавшего в удачный период, когда интересы общества и государства по реформированию образования почти совпадали. И сегодня, продолжил мысль научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, выросло поколение, не знающее догматического воспитания, а Россия участвует в международном сотрудничестве в сфере образования, несмотря на все попытки ее изоляции. «Внуки ВНИКа» — это сегодняшние молодые исследователи образования, которым не стыдно не знать, что такое «Малая земля» и которые работают в едином русле мировой науки.

На семинаре не раз звучала мысль, что не все идеи Днепрова оказались жизнеспособными, от некоторых его преемники сознательно отказывались. Но, по мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, на сегодняшний день реализованы очень многие принципы первого российского министра образования. Если мы этого не замечаем, то лишь потому, что воспринимаем их как должное.

Вам также может быть интересно:

Как развивается образование в России с 2000 года

Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ подготовил статистический сборник «Образование в Российской Федерации: 2014». Он обобщает информацию о состоянии образования с 2000 по 2013 год.

В образовании настало время аналитиков

В России проекты модернизации образования зачастую разрабатываются без должного обоснования. Одна из причин — нехватка квалифицированных специалистов. В интервью РИА Новости о магистерской программе Института образования ВШЭ «Доказательная образовательная политика» рассказал Александр Сидоркин, один из ее руководителей.

Тема образования останется приоритетной для нового состава Общественной палаты

Владимир Путин утвердил «президентскую» часть нового состава Общественной палаты РФ. В нее включен и ряд представителей сферы образования, в том числе ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Исключение доли выпускников, не сдавших ЕГЭ, из показателей оценки губернаторов назрело давно

Как сообщили вчера «Известия» со ссылкой на председателя думского комитета по образованию Вячеслава Никонова, в ближайшее время будет изменен критерий эффективности работы губернаторов в сфере образования. Сейчас оценка губернатора зависит от того, какая доля детей в регионе получила двойки на ЕГЭ по русскому и математике, а будет зависеть от доли школ, работающих во вторую и третью смену. Чем новый показатель лучшего старого, разъясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Форсайт компетенций: интеграторы, трансляторы и адаптаторы

19 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Форсайт компетенции 2030» выступил Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково».

От информирования — к коммуникации?

11 февраля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий приняли участие в пресс-конференции в РИА Новости, на которой был представлен рейтинг официальных сайтов региональных органов управления образованием.

Комиссии АВВЭМ: оценка качества и повышение квалификации

8 февраля в Высшей школе экономики состоялись очередные заседания двух комиссий Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ): по оценке качества образовательных программ и участия в аудите и аккредитации, по кадровому развитию и развитию профессиональных квалификаций.

Списывать — нехорошо, но только не в России

Конец декабря и начало января для студентов означают не только череду праздников, но и очередную сессию. А сдача экзаменов неизменно сопровождается списыванием. Эта проблема получила свое развитие и в современной экономической литературе.

Образование в России: как это было

4 сентября состоялась презентация книги «Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е годы)» под редакцией ведущего научного сотрудника Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ Александра Дмитриева.